Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решаева Виктора Станиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по кассационной жалобе Решаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения Решаева В.С. и его представителя Некрасовой Л.О, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное)- Новиковой Н.В, считавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Решаев В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее, также- УПФР в г. Севастополе) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что с 1991 года истцу бессрочно установлена первая группа инвалидности с детства, вследствие ранения, связанного с последствием боевых действий в период Великой Отечественной войны.
В соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, Решаеву В.С. 10 февраля 1994 года было выдано удостоверение инвалида I группы, имеющего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны и назначена льготная пенсия как инвалиду, приравненному к инвалидам ВОВ. С 1 января 2015 года ответчиком было произведено назначение пенсии по старости на общих основаниях без установления пенсии по инвалидности, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении".
17 ноября 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении (перерасчете ее размера) пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ.
Решением УПФР в г. Севастополе от 2 марта 2017 года N539557/16 Решаеву В.С. было отказано в установлении (перерасчете размера) пенсии по инвалидности в связи с отсутствием медицинского заключения об установлении инвалидности вследствие военной травмы. С данным решением истец не согласен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Севастополе от 2 марта 2017 года N об отказе в установлении (перерасчете размера) пенсии по инвалидности и обязать ответчика установить Решаеву В.С. с 1 января 2015 года пенсию в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 4, п.п. 3 п. 1 и п.4 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Решаев В.С. просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах своей неявки представитель не сообщил, отложить судебное заседание не просил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15 января 1991 года Решаеву В.С. установлена бессрочно первая группа инвалидности с детства вследствие ранения, связанного с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны, о чем выдана справка ВТЭК серии N от 15 января 1991 года.
На основании указанной справки истцу 10.02.1994 было выдано удостоверение серии II N499672 инвалида ВОВ первой группы, предъявитель которого имеет льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
До 1 января 2015 года Решаев В.С. получал льготную пенсию по инвалидности как лицо, приравненное к инвалидам Отечественной войны первой группы, приравненный к военнослужащим с причиной инвалидности - вследствие военной травмы.
С 1 января 2015 года, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пенсионным органом произведен перерасчет размера пенсии Решаева В.С. в соответствии с российским законодательством.
17 ноября 2016 года истец обратился в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нахимовском районе г. Севастополя с заявлением о перерасчете пенсии (переводе с одной пенсии на другую) как инвалиду ВОВ 1-й группы с 1 января 2015 года.
Решением УПФР в г. Севастополе от 2 марта 2017 года N истцу отказано в назначении пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Разрешая возникший спор и отказывая Решаеву В.С. в удовлетворении требований, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой отечественной войны, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения ответчика и возложении на последнего обязанности произвести перерасчет пенсии в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 4, п.п. 3 п. 1 и п.4 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом, суд ссылался на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, которые имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее-Закон N 166-ФЗ) одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по инвалидности.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Закона N 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Закона N 166-ФЗ инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Исчерпывающий перечень субъектов, которые могут быть отнесен к категории "инвалиды Великой Отечественной войны" и "инвалиды боевых действий" (совместно именуются "инвалиды войны") закреплен в статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Участниками Великой Отечественной войны согласно подпунктам "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" являются несколько категорий военнослужащих и иных лиц, меры социальной поддержки которых установлены статьями 15 и 17 Федерального закона "О ветеранах".
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона "О ветеранах").
Из системного толкования законодательства, устанавливающего гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, следует, что для различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, в числе которых поименованы и участники Великой Отечественной войны, определены меры социальной поддержки, реализация которых осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов соответствующими органами бывшего Союза ССР до 1 января 1992 года или после этой даты - Правительством Российской Федерации.
Категория инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, была отнесена к участникам Великой Отечественной войны в 2004 году в Российской Федерации. Образец удостоверения для этой категории ветеранов установлен Правительством Российской Федерации, порядок его заполнения, выдачи и учета регулируется Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1122 (в редакции от 17 марта 2015 года).
Из материалов дела следует, что в подтверждение наличия статуса инвалида с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, Решаев В.С. предоставил справку серии МСЭ-2018 N, в которой в графе "причина инвалидности" указано "инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 января 2017 года по гражданскому делу по иску Решаева В.С. к УПФР в городе Севастополе об оспаривании действий по отказу в установлении пенсии и понуждении совершить определенные действия, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27 апреля 2017 года, установлено, что в связи с отсутствием у Решаева В.С. документов, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, у Пенсионного фонда отсутствуют основания для установления истцу пенсии как инвалиду Великой Отечественной войны. Судом также установлено, что истцу назначена пенсия по старости по общим основаниям, с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как инвалиду в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Решаеву В.С. предоставляются льготы, право на получение которых дают имеющиеся у истца документы.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22 декабря 2016 года об отказе Решаеву В.С. в удовлетворении исковых требований к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании документа действующим, о возложении обязанности произвести замену документа установлено, что у Решаева В.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку изложенная в справке МСЭ серии N от 15 января 1991 года формулировка тождественна формулировке "инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны", а не "военная травма", которая определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Аналогичные выводы изложены в апелляционном определении Севастопольского горского суда от 28 мая 2018 года и кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску Решаева В.С. к УПФР в городе Севастополе о признании права на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности, как лицу, приравненному к военнослужащим, и понуждении совершить определенные действия.
В силу подпункта 12 части 2 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа лиц, ставших инвалидами в результате военных действий в период гражданской войны и Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте в военные годы.
Учитывая, что вступившими в законную силу судебными актами установлено отсутствие у истца удостоверения установленного образца и иных доказательств в подтверждение своих доводов им не представлено, а также принимая во внимание, что с 01.01.2015 истец получает пенсию в сохраненном и более высоком размере, которая превышает общую сумму начисленной ему по законодательству Российской Федерации пенсии, суды пришли к обоснованному вводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения ответчика и возложении на последнего обязанности установить (пересчитать размер) пенсию в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 4, п.п. 3 п. 1 и п.4 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что суды неправильно определили предмет доказывания по делу и фактически не рассмотрели спор с которым истец обратился в суд, подлежат отклонению, поскольку суд, при рассмотрении дела правильно установилобстоятельства, имеющие значение и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами спора отношения.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что истцу с 01.01.2015 фактически назначили пенсию другого вида, а не произвели перерасчет ранее назначенной пенсии.
Согласно ч.3 ст. 11 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
Как установлено в ходе рассмотрения дела судами, объем пенсионного обеспечения истцу сохранен.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке установленных обстоятельств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) установленных обстоятельств и исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Решаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.