Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы Нижнеингашского района, поданную через суд первой инстанции 12 декабря 2020 года, на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 сентября 2020 года
по административному делу N 2а-128/2020 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края к администрации Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Самойлова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения администрацией Нижнеингашского района Красноярского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений Нижнеингашского района. В ходе проведенной проверки установлено, что имеются участки на землях не разграниченной собственности публично-правовых образований, на которых отсутствуют площадки для накопления твердых коммунальных отходов, а именно: на территории Александровского, Верхнеингашского, Ивановского, Кучеровского, Касьяновского, Новоалександровского, Павловского, Поканаевского, Соколовского, Стретенского, Тинского (с. Тины) и Тиличетского сельсоветов. Вопреки установленным требованиям нормативных актов, администрацией района полномочия в сфере организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов реализуются не в полном объеме, поскольку места (площадки) складирования на территории 12 сельских поселений района органом местного самоуправления не созданы. Вместе с тем Администрацией Нижнеингашского района определены места для накопления ТКО на территории сельских поселений Нижнеингашского района в количестве 280 площадок для накопления твердых коммунальных отходов, на которых необходимо установить 989 контейнеров. Указанные нарушения могут привести к возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования, причинению вреда окружающей среде, посягают на конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, влекут угрозу жизни и здоровью граждан.
Прокурор Нижнеингашского района просил признать незаконным бездействие администрации Нижнеингашского района Красноярского края, выразившееся в не создании и не содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории всех сельских поселений района; обязать администрацию Нижнеингашского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем: создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Александровского, Верхнеингашского, Ивановского, Кучеровского, Касьяновского, Новоалександровского, Павловского, Поканаевского, Соколовского, Стретенского, Тинского (с. Тины) и Тиличетского сельсоветов до 1 января 2022 года.
Решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 сентября 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "Нижнеингашского района Красноярского края" к вопросам местного значения района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района. Указанное полномочие иными нормативными актами сельским и городским поселениям не передано.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Из материалов дела следует и установлено судами, что 6 июня 2019 года в адрес главы Нижнеингашского района Красноярского края по результатам ранее проведенной проверки по обращениям жителей, внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, а именно: указано на необходимость создания площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, надлежащее ведение их реестра.
2 июля 2019 года администрацией Нижнеингашского района Красноярского края в адрес прокурора Нижнеингашского района дан ответ о том, что в указанных в представлении населенных пунктах действительно отсутствуют площадки для складирования твердых коммунальных отходов, что не связано с бездействием, поскольку собственных средств на устранение указанных нарушений не имеется, заявка на их выделение в министерство подана. Кроме того, работа по актуализации реестра мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется.
27 марта 2019 года прокурором Нижнеингашского района в администрацию района был направлен запрос о предоставлении информации о создании площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, на который был дан ответ 2 апреля 2020 года о том, что администрацией района определены места накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений района и выявлена потребность обустроить 280 мест (площадок) накопления отходов потребления и установить 989 контейнеров для сбора. За счет выделенной субсидии обустроены контейнерные площадки и приобретено контейнерное оборудование в двух сельских поселениях. Кроме того, подана заявка на выделение дополнительной субсидии.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края следует, что на территории Александровского, Верхнеингашского, Ивановского, Кучеровского, Касьяновского, Новоалександровского, Павловского, Поканаевского, Соколовского, Стретенского, Тинского (с. Тины), Тиличетского, Канифольненского и Тинского (п. Тинской) сельсоветов должно быть организовано 280 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, где должно быть размещено 989 контейнеров, однако в настоящее время обустроено 23 площадки и установлено 93 контейнера (в том числе 23 контейнера для раздельного сбора).
27 марта 2020 года и.о. прокурора Нижнеингашского района Красноярского края было принято решение о проведении проверки исполнения администрацией Нижнеингашского района Красноярского края законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Согласно акту проверки, площадки для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют на территории Александровского, Верхнеингашского, Ивановского, Кучеровского, Касьяновского, Новоалександровского, Павловского, Поканаевского, Соколовского, Стретенского, Тинского (с. Тины) и Тиличетского сельсоветов.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, о допущенном администрацией Нижнеингашского района Красноярского края бездействии, выразившемся в невыполнении обязанности по организации накопления твердых коммунальных отходов, обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов, согласно разработанному Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Суды указали, что отсутствие финансового обеспечения соответствующих мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, административный ответчик указывает, что судами неправильно, применительно к возникшим правоотношениям, определено понятие терминов участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов и организация указанной деятельности. Настаивает, что участие муниципального района заключается в том, что администрация района при поступлении субвенций из соответствующих бюджетов составляет сметную документацию на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, проводит конкурсные процедуры по определению подрядчиков, заключает договоры и оплачивает их. Суды незаконно возложили на муниципальное образование решение вопроса не входящего в его компетенцию. Нарушение прав граждан не допущено, поскольку реализация обязанности по сбору твердых бытовых отходов осуществляется комбинированным способом.
Указанные выше доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается, поскольку как правильно указали суды обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, возложена на заявителя законом, отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для ее невыполнения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.