Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, поданную через суд первой инстанции 16 декабря 2020 года, на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2020 года
по административному делу N 2а-138/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ононского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, территориальному отделу надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринкому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, старшему инспектору территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринкому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю Михайлову Андрею Владимировичу о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимовой М.К, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ононского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка законности при реализации органами административной юрисдикции полномочий по привлечению лиц, нарушивших правила поведения в условиях режима повышенной готовности, установленных Комплексом ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции, установленного постановлением Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020 года N, по результатам которой выявлено, что территориальным отделом надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ не реализуются, старшим инспектором ТОНД по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайловым А.В. на территорий Ононского района протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не составлялись. Таким образом, в ходе проверки установлен факт бездействия ТОНД по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам, старшего инспектора ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайлова А.В, выразившегося в непринятии мер по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, что нельзя признать законным.
Прокурор просил признать незаконным бездействие территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Забайкальскому краю, старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю по неисполнению полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии решения об отказе в удовлетворении требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, аналогичные полномочия предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации на региональном уровне (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10, пункт "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"),.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти), субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьёй, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ).
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р был утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, пунктом 5 которого поименованы должностные лица территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в ходе проведенной прокуратурой Ононского района Забайкальского края проверкой установлено, что территориальным отделом надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, являющегося структурным подразделением ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (далее - ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам) полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ не реализуются, старшим инспектором ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам Михайловым А.В. на территории Ононского района протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, не составлялись.
В качестве причины неисполнения указанного полномочия начальник ТОНД Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ФИО7 указал на отсутствие принятого Правительством Российской Федерации на федеральном уровне решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в соответствии с подпунктом а-1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", соответственно, отсутствия необходимых полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ.
Разрешая заявленные требования, на основании вышеприведенных норм законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку административные ответчики наделены всеми необходимыми полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не составление данных протоколов по мотиву отсутствия полномочий свидетельствует о незаконном бездействии.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель ссылается на необоснованность выводов судов относительно наличия полномочий у территориального органа по составлению протоколов по статье 20.6.1 КоАП РФ, что подтверждается в том числе Методическими рекомендациями МЧС России.
Данный довод являлся предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, ему дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Так суды пришли к обоснованному выводу, что действующим законодательством на Территориальный отдел надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС РФ, а также на его должностных лиц, каковым является старший инспектор, в условиях режима повышенной готовности, установленного на региональном уровне возложена обязанность по составлению протоколов по статье 20.6.1 КоАП РФ, доводы кассационной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылка заявителя на ведомственные акты, разъясняющие положения действующего законодательства, также подлежит отклонению, поскольку порядок составления протоколов по статье 20.6.1 КоАП РФ определён нормативными актами имеющими большую юридическую силу, положения которых не ставят действия должностных лиц по составлению протоколов в зависимость от территориальности установленного режима повышенной готовности, а также характера нормативного акта которым он установлен.
Довод об отсутствии суждения судов относительно требований заявленных к ГУ МЧС России по Забайкальскому краю на законность судебных актов не влияет, поскольку судами на указанное лицо какая-либо обязанность не возложена, вывод о признании незаконными действий/бездействия данного органа в резолютивной части судебных актов отсутствует.
Вопреки доводам заявителя судами правильно определена компетенция Территориального отдела надзорной деятельности по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам ГУ МЧС РФ по исполнению возложенной на него законом обязанности относительно предмета настоящего административного иска.
Указанные выше доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Довод о допущенном процессуальном нарушении, ввиду не уведомления надлежащим образом лица, участвующего в рассмотрении дела, опровергается материалами административного дела.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ононского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.