Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юторова Дмитрия Иннокентьевича на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 20 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 сентября 2020 г.
по административному делу N 38RS0001-01-2020-004079-18 (N2а-4601/2020) по административному исковому заявлению Юторова Дмитрия Иннокентьевича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва одномандатного избирательного округа N 24 о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав заключение прокурора Еськовой Ю.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юторов Д.И. обратился с иском к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 24 по выборам в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24.
В обоснование требований указано, что решением Думы Ангарского городского округа от 23 июня 2020 г. N 956-85/01рД "О назначении выборов депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва" на 13 сентября 2020 г. назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу второго созыва N 24 от 12 августа 2020 г. N 7/23 в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24 Юторову Д.И. отказано.
Истец полагает, что избирательной комиссией необоснованно признаны недостоверными и недействительными подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, поскольку форма подписных листов им соблюдена, в них содержатся необходимые реквизиты для информирования избирателей о предстоящих выборах, указана полная и достоверная информация о кандидате, сборщике подписей, об избирателях, поставивших подписи в поддержку кандидата.
Кроме того, истцом был представлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения о регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали.
Административный ответчик иск не признал.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 20 августа 2020 г. с учетом определения об исправлении описки от 25 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 сентября 2020 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Юторова Д.И. - без удовлетворения.
Юторов Д.И. 1 декабря 2020г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 17 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 24 по выборам в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва об отказе в регистрации Юторова Д.И. кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24 является законным и обоснованным, поскольку признание представленных кандидатом в депутаты подписных листов недействительными основано на законе.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что самостоятельно уменьшил количество строк в подписных листах, поскольку в бланк с пятью строками затруднительно внести всю необходимую информацию, а законодательство Иркутской области не требует заполнения не менее пяти строк в подписных листах.
С указанными доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав... ") установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Согласно подпунктам "в.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Приложением N 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав... " установлено, что подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Выводы судов о том, что представленные административным истцом в избирательную комиссию подписные листы для сбора подписей в его поддержку не соответствуют требованиям закона, поскольку имеют от одной до трех строк для проставления подписей избирателей, являются обоснованными, соответствующими указанным нормам материального права.
Вопреки доводам жалобы, кандидату в депутаты не предоставлено право самостоятельного изменения формы подписного листа, в том числе в отношении количества строк в бланке для подписей избирателей.
Причины, изменения административным истцом формы подписных листов, на которые указывает Юторов Д.И. в кассационной жалобе, не имеют правового значения, поскольку совершение таких действий влечет в силу прямого указания подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " недействительность всех подписей в подписном листе.
С учетом изложенного выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм материального права или процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 20 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 1 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Юторова Дмитрия Иннокентьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 25 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.