Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N02RS0009-01-2020-000143-80 (2-168/2020) по иску Мартыновой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию
по кассационной жалобе Мартыновой Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мартынова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай (далее - УПФР в Чемальском районе Республики Алтай) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчиком при исчислении льготного стажа периоды учтены как 1 год 3 месяца за 1 год: с 1 апреля 1995 г. по 15ноября 1996 г, с 17 ноября 1996 г. по 18 сентября 1998 г, с 20 сентября 1998 г. по 30 октября 1999 г. Не включены в льготный стаж на соответствующих видах работ периоды трудовой деятельности в должности акушерки в БУЗ РА "Чемальская РБ": с 1 ноября 1999 г. по 31 марта 2000 г, с 1 апреля 2000 г. по 21 января 2001 г, с 24 января 2001 г. по 10 октября 2002 г, с 1 июня 2003 г. по 19 ноября 2006 г, с 21 декабря 2006 г. по 13 сентября 2007г, с 15 апреля 2008 г. по 20 ноября 2011 г, с 17 декабря 2011 г. по 3 февраля 2013г, с 23 февраля 2013 г. по 6 октября 2013 г, с 7 октября 2013 г. по 27 ноября 2016г, с 17 декабря 2016 г. по 30 июня 2018 г. Не включены в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет, донорские дни. Полагает, что действия пенсионного фонда незаконны, поскольку в спорный период работала в должности акушерки круглосуточного стационара БУЗ РА "Чемальская РБ", участвовала в работе по приему родов у рожениц, поступивших в родах, экстренных родах. Родильный дом является частью круглосуточного стационара больницы несмотря на то, что в отдельное структурное подразделение выделено не было, в круглосуточном стационаре были выделены койки для родовспоможения в условиях стационара.
Просила суд признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 26 декабря 2019 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 30 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать решение об отказе в установлении пенсии от 26 декабря 2019 г. N Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай установить Мартыновой Н.В, ДД.ММ.ГГГГ досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее установлением, т.е. с 13 декабря 2019г, включив периоды работы в качестве акушерки (старшей акушерки) в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1 год за 1 год 6 месяцев, за исключением периодов предоставления дней по уходу за ребенком инвалидом с детства и отпуска без сохранения заработной платы, с 1 апреля 1995 г. по 10 октября 2002г, с 1 июня 2003 г. по 13 сентября 2007 г, с 15 апреля 2008 г. по 3 июля 2017 г, включив периоды работы в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном порядке: с 11 октября 2002 г. по 31 мая 2003 г, с 14 сентября 2007 г. по 14 апреля 2008 г.
В остальной части требований Мартыновой Н.В. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания решения об отказе в установлении пенсии от 26 декабря 2019 г. N N Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай незаконным; возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай установить Мартыновой Н.В. досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее установлением, то есть с 13 декабря 2019 г, включив периоды работы в качестве акушерки (старшей акушерки) в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1 год за 1 год 6 месяцев, за исключением периодов предоставления дней по уходу за ребенком инвалидом с детства и отпуска без сохранения заработной платы, с 1 апреля 1995 г. по 10 октября 2002 г, с 1 июня 2003 г. по 13 сентября 2007 г, с 15 апреля 2008 г. по 3 июля 2017 г.; включив периоды работы в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном порядке: с 11 октября 2002 г. по 31 мая 2003 г, с 14 сентября 2007 г. по 14 апреля 2008 г.
Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мартыновой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию, отказать.
В оставшейся части решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 30 июня 2020 г. оставить без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Мартыновой Н.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 сентября 2020 г. в части отмены решения суда первой инстанции, как незаконного.
На кассационную жалобу начальником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай Шевченко Н.О. принесены письменные возражения.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым жалобу Мартыновой Н.В. оставить без удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай от 26 декабря 2019 г. отказано Мартыновой Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При исчислении льготного стажа периоды учтены как 1 год 3 месяца за 1 год: с 1 апреля 1995 г. по 15ноября 1996 г, с 17 ноября 1996 г. по 18 сентября 1998 г, с 20 сентября 1998 г. по 30 октября 1999г. Не включены в льготный стаж с исчислением 1 год 6 месяцев на соответствующих видах работ периоды трудовой деятельности в должности акушерки в БУЗ РА "Чемальская РБ": с 1 ноября 1999 г. по 31 марта 2000 г, с 1 апреля 2000 г. по 21 января 2001 г, с 24 января 2001 г. по 10 октября 2002 г, с 1 июня 2003 г. по 19 ноября 2006 г, с 21 декабря 2006 г. по 13 сентября 2007г, с 15 апреля 2008 г. по 20 ноября 2011 г, с 17 декабря 2011 г. по 3 февраля 2013г, с 23 февраля 2013 г. по 6 октября 2013 г, с 7 октября 2013 г. по 27 ноября 2016г, с 17 декабря 2016 г. по 30 июня 2018 г ; курсы повышения квалификации с 20 ноября 2006 г. по 20 декабря 2006 г.; с 21 ноября 2011 г. по 16 декабря 2011 г.; с 4 февраля 2013 г. по 22 февраля 2013 г.; c 28 ноября 2016 г. по 16 декабря 2016г.; с 6 марта 2017 г. по 10 марта 2017 г, отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет: с 11 октября 2002 г. по 31 мая 2003 г, с 14 сентября 2007 г. по 14 апреля 2008 г.; донорские дни: 16 ноября 1996 г, 19 сентября 1998 г, с 22 января 2001 г. по 23 января 2001 г.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца в части включения периодов работы в качестве акушерки (старшей акушерки) в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1 год за 1 год 6 месяцев, за исключением периодов предоставления дней по уходу за ребенком инвалидом с детства и отпуска без сохранения заработной платы, с 1 апреля 1995 г. по 10 октября 2002г, с 1 июня 2003 г. по 13 сентября 2007 г, с 15 апреля 2008 г. по 3 июля 2017 г.; включив периоды работы в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном порядке: с 11 октября 2002 г. по 31 мая 2003 г, с 14 сентября 2007 г. по 14 апреля 2008 г, поскольку в оспариваемые периоды фактически выполняла трудовую деятельность в должности акушерки в родильном отделении, а родильный дом являлся частью круглосуточного стационара больницы, данная должность прямо предусмотрена Списками.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил в части признания решения об отказе в установлении пенсии от 26 декабря 2019г. N N Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай незаконным; возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай установить Мартыновой Н.В. досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее установлением, то есть с 13 декабря 2019 г, включив периоды работы в качестве акушерки (старшей акушерки) в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1 год за 1 год 6 месяцев, за исключением периодов предоставления дней по уходу за ребенком инвалидом с детства и отпуска без сохранения заработной платы, с 1 апреля 1995 г. по 10 октября 2002 г, с 1 июня 2003 г. по 13 сентября 2007 г, с 15 апреля 2008 г. по 3 июля 2017 г.; включив периоды работы в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном порядке: с 11 октября 2002 г. по 31 мая 2003 г, с 14 сентября 2007 г. по 14 апреля 2008 г.
Принял в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мартыновой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию, отказал.
В оставшейся части решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 30 июня 2020 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций не находит.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Ранее аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464).
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Постановление от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" подлежит применению к периодам работы до 1 ноября 1999 г. К периодам работы с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. применятся постановление Правительства N 1066 от 22 сентября 1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В пункте 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, поименованы должности операционных медицинских сестер, включая старших; акушерок, включая старших; медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, а также отделения хирургического профиля стационара учреждений, в том числе, эндоскопического.
Аналогичные положения были предусмотрены Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, применение которого возможно для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.
Установление перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, направлено на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных должностях и структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Такое правовое регулирование, основанное на учете особенностей осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по той или иной должности в различных структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
Суд апелляционной инстанции исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в том числе трудовую книжку, акт документальной проверки УПФР в Чемальском районе от 7 августа 2018 г. N 10, штатные расписания, тарификационные списки, Устав Чемальской районной больницы, установил, что Мартынова Н.В. в период с 1 апреля 1995 г. по 10 октября 2002 г, с 1 июня 2003 г. по 13 сентября 2007 г, с 15 апреля 2008 г. по 3 июля 2017 г. не осуществляла трудовую деятельность в акушерском отделении хирургического профиля, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как год и шесть месяцев, поскольку согласно доказательствам выделение структурного подразделения роддома или родильного отделения за период с начала образования БУЗ "Чемальская районная больница" не производилось.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом апелляционной инстанции согласно выписке из индивидуального лицевого счета, индивидуальные сведения на Мартынову Н.В. поданы в пенсионный фонд с кодом льготы лечебной и иной работы по охране здоровья населения в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Таким образом, в случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Характер работы, определение структурного подразделения учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления стажа, организационные особенности деятельности соответствующего структурного подразделения показаниями свидетелей подтверждены не могут быть. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке, подтверждающие, что Мартынова Н.В. работала в должности акушера роддома, как структурного подразделения Чемальской больницы.
Судом установлено, что Мартынова Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 11 октября 2002 г. по 31 мая 203 г. и с 14 сентября 2007г. по 14 апреля 2008 г.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком у Мартыновой Н.В. приходился на периоды после 6 октября 1992 г, оснований для включения данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется. Данные выводы основаны на правильном применении норм законодательства, которыми руководствовался суд в том числе пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в котором разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статья 167 КЗоТ РФ, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком (дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет) в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", и статьей 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, которая предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) перестал включать период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы жалобы со ссылкой на то, что протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции не отражает в действительности всех существенных сведений о разбирательстве дела основаны на неверном толковании процессуального законодательства, поскольку суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и противоречат протоколу судебного заседания от 23 сентября 2020г, в котором указаны все существенные сведения о разбирательстве дела. При этом из протокола судебного заседания от 23 сентября 2020 г. следует, что ходатайств от сторон об оглашении письменных материалов дела не поступило, судом апелляционной инстанции новые доказательства оглашены.
Доводы жалобы о неверном определении судом состава лиц участвующих в деле и ссылка на то, что к участию в деле не привлечен прокурор, не является нарушением процессуальных прав истца и о незаконности оспариваемых судебных постановлений не свидетельствует, так как участие прокурора по данной категории дел в силу требований закона статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не обязательно.
Доводы кассационной жалобы в том числе со ссылкой на показания свидетелей, письменные доказательства фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановлениякассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыновой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.