Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-612/2020 (УИД: 22RS0011-02-2019-004892-02) по иску Куяна Ивана Степановича к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району" о признании действий незаконными, возложении обязанности, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куян Иван Степанович (далее - Куян И.С, истец) обратился с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району" (далее - КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району", ответчик) о признании действий незаконными, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований Куян И.С. указал, что 26 ноября 2019 г. специалист КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" Комкова Г.М. отказала ему в приеме документов для постановки на учет по безработице и выплате пособия по безработице, мотивировав свой отказ тем, что в паспорте отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, приняв у него только копию паспорта и индивидуальную программу реабилитации инвалида от 23 марта 2016 г. Вместе с тем, место жительства Куяна И.С. установлено решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 августа 2018 г. по адресу: "адрес".
28 ноября 2019 г. Куян И.С. обратился к директору центра занятости населения с жалобой, на которую получил ответ, в котором не содержалось объяснений действий специалиста Комковой Г.М.
Ссылаясь на неправомерность действий центра занятости, Куян И.С. указал на то, что действующее законодательство не связывает постановку на регистрационный учет в качестве безработного с наличием регистрации гражданина по месту жительства.
Куян И.С. просил суд признать незаконными действия КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" по отказу в приеме 26 ноября 2019 г. документов для постановки на учет по безработице и выплаты пособия по безработице, обязать КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" принять документы для постановки на учет по безработице и выплаты пособия: копию справки МСЭ об инвалидности "данные изъяты" группы, копию определения Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 августа 2018 г, копию страхового свидетельства, сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, договора найма жилого помещения, реквизиты банковского счета, поставить на учет по безработице с 26 ноября 2019 г, назначить выплату пособия по безработице.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен специалист КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" Комкова Г.М.
Определением этого же суда от 20 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Алтайского края по труду и занятости населения.
Протокольным определением этого же суда от 19 марта 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МО МВД России "Рубцовский".
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2020 г. исковые требования Куяна И.С. удовлетворены частично. Отказ КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" в регистрации Куяна И.С. в качестве безработного и назначении пособия по безработице признан незаконным. На КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" возложена обязанность зарегистрировать Куяна И.С, проживающего по адресу: "адрес", в качестве безработного и назначить пособие по безработице в размере, предусмотренном законодательством, с 26 ноября 2019 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Куяна И.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" ставится вопрос об отмене решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Куян И.С, представители ответчика КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Алтайского края по труду и занятости населения, МО МВД России "Рубцовский", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комкова Г.М, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Куян И.С. 26 ноября 2019 г. обратился в КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" по вопросу оказания содействия в трудоустройстве и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, однако получил отказ.
28 ноября 2019 г. Куян И.С. вновь обратился в КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" с заявлением по вопросу постановки на учет и выплаты пособия по безработице.
Из ответа КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" от 9 декабря 2019 г. N на заявление Куяна И.С. от 28 ноября 2019 г. следует, что отсутствуют законные основания для признания Куяна И.С. безработным гражданином и для назначения выплаты пособия по безработице, как безработному гражданину, ввиду того, что из представленных документов усматривается, что у Куяна И.С. отсутствует регистрация по месту жительства на территории г. Рубцовска и Рубцовского района. Кроме того, указано на то, что представленное определение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июня 2018 г. об исправлении описки в решении Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июня 2018 г. не является документом, подтверждающим регистрацию по месту жительства. Также не является подтверждением регистрации по месту жительства указание в определении Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июня 2018 г. на то, что решением суда удовлетворены исковые требования в части установления факта проживания Куяна И.С. в г. Рубцовске с 9 ноября 2012 г. до конца апреля 2014 года по адресу: ул. "адрес", с апреля 2014 года по настоящее время (то есть на дату вынесения решения суда) по ул. "адрес".
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июня 2018 г, с учетом определения Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 августа 2018 г. об исправлении описки, установлен факт проживания Куяна И.С. в г. Рубцовске с 9 ноября 2012 г. до апреля 2014 г. по адресу: ул. "адрес", с апреля 2014 года по настоящее время - ул. "адрес".
Судом первой инстанции также установлено, что на основании договора найма от 10 апреля 2014 г. Куяну И.С. собственником за плату предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: "адрес", в котором Куян И.С. до настоящего времени проживает.
Удовлетворяя исковые требования Куяна И.С. в части признания незаконным отказа КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" в регистрации в качестве безработного и назначении пособия по безработицы, возложения обязанности на КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" зарегистрировать Куяна И.С. в качестве безработного и назначить пособие по безработице с 26 ноября 2019 г, суд первой инстанции исходил из доказанности Куяном И.С. факта проживания на территории г. Рубцовска при обращении в КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" и незаконности действий КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" по отказу в регистрации истца в качестве безработного и назначении пособия по безработице.
При этом суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований Куяна И.С. в части возложения обязанности на КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" принять документы для постановки на учет по безработице и выплаты пособия исходя из того, что необходимый пакет документов у Куяна И.С. был принят, а основанием для отказа в постановке на учет послужило отсутствие регистрации.
Постановленные по настоящему делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований Куяна И.С. о возложении обязанности на КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" принять документы для постановки на учет по безработице и выплаты пособия не обжалуются.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что истцом представлены документы, подтверждающие его проживание по месту нахождения ответчика, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, в то время как, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).
Как указано в ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абз. 2 п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Пункт 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из ст. 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные истцом в обоснование заявленных исковых требований доказательства, установив, что истцом представлены доказательства, подтверждающие его проживание по месту нахождения ответчика, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришли к правильному выводу о возложении обязанности на КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" зарегистрировать истца в качестве безработного и назначить пособие по безработице с 26 ноября 2019 г. и незаконности действий КГКУ "УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району" по отказу в регистрации истца в качестве безработного и назначении пособия по безработице.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Судами первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судебными инстанциями обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Кассационный суд общей юрисдикции, в силу своей компетенции, исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, поскольку правом переоценки доказательств не наделен (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ).
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.