Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1111/2020 (УИД: 38RS0024-01-2020-001251-08) по иску Леонова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Леонова Сергея Анатольевича на решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леонов Сергей Анатольевич (далее - Леонов С.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области (далее УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области, пенсионный орган, ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывал на то, что Леонов С.А. 20 декабря 2019 г. обратился в УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области N 3 от 10 января 2020 г. Леонову С.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды его работы: с 10 апреля 1990 г. по 14 февраля 1991 г. (10 месяцев 5 дней), с 16 июля 1992 г. по 3 марта 1995 г. (2 года 7 месяцев 18 дней) в должности старшего кондуктора 4 разряда железнодорожного цеха п/о "Химпром"; с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. (1 год 10 месяцев 24 дня) в должности укладчика-упаковщика в цехе по производству карбида кальция в обществе с ограниченной ответственностью "Усольехимпром" - зачтен по Списку 2 вместо Списка 1; с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г. в должности грузчика сменного участка погрузочно-разгрузочных работ цеха подготовки химических продуктов открытого акционерного общества "Усольехимпром" - зачесть по Списку 2.
Факт того, что трудовая деятельность Леонова С.А. в вышеуказанные периоды осуществлялась с вредными условиями труда, подтверждается штатными расписаниями и архивными справками. Включение спорных периодов работы Леонова С.А. дает ему возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N1 с 20 декабря 2019 г.
Леонов С.А. просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы Леонова С.А.: с 10 апреля 1990 г. по 14 февраля 1991 г, с 16 июля 1992 г. по 3 марта 1995 г. в должности старшего кондуктора 4 разряда железнодорожного цеха п/о "Химпром" - по Списку N 2; с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. в должности укладчика-упаковщика в цехе по производству карбида кальция в обществе с ограниченной ответственностью "Усольехимпром" - по Списку N 1; с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г. в должности грузчика сменного участка погрузочно-разгрузочных работ цеха подготовки химических продуктов открытого акционерного общества "Усольехимпром" - по Списку 2. Признать за Леоновым С.А. право на досрочную страховую пенсию по старости по Списку 1 с 20 декабря 2019 г. Назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области - с 20 декабря 2019 г.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. исковые требования Леонова Сергея Анатольевича оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Леонов С.А. просит об отмене судебных актов как незаконных. Просил отменить решение суда и апелляционное определение в части отказа во включении в специальный стаж периода с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20 декабря 2019 г. Леонов С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области N 3 от 10 января 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), засчитан по Списку 2 период работы с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. в должности укладчика-упаковщика в цехе по производству карбида кальция в ООО "Усольехимпром".
Согласно записям в трудовой книжке на имя истца в период с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. Леонов С.А. работал в должности укладчика-упаковщика цеха ПК 1-9 - производство карбида кальция, с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г. в должности грузчика сменного участка погрузочно-разгрузочных работ цеха подготовки хим. продуктов ОАО "Усольехимпром".
В справке, уточняющей особый характер работы, выданной ООО "УсольеХимпром" N 507 от 20 декабря 2012 г. в целях подтверждения стажа на соответствующих видах работ Леонова С.А, указан период его работы с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. в должности укладчика-упаковщика в цехе по производству карбида кальция в соответствии со Списком N 2.
Истцом представлено штатное расписание цеха ПК 1-9 производство карбида кальция ООО "УсольеХимпром" за 2005 год, где должность укладчика - упаковщика указана с кодом льготы 2110А020 (Список N2).
Согласно представленным истцом штатным расписаниям за период 2007-2010 годы цеха подготовки химической продукции ООО "УсольеХимпром", должность грузчика сменного ЦХПХ указана с вредносдельными условиями системы оплаты, в разделе льготная пенсия указано ? на общих основаниях без указания кода льготы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о том, что с 10 апреля 1990 г. по 14 февраля 1991 г, с 16 июля 1992 г. по 3 марта 1995 г. зачтен ответчиком в льготный стаж, период с 1 июня 2004 г. по 24 апреля 2006 г. по сведениям работодателя и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отнесен к Списку N2; ответчик правомерно не засчитал в льготный стаж истца период работы с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г, поскольку в справке, уточняющей особый характер работы, данный период не отражен, в утвержденном работодателем штатном расписании должность грузчика сменного участка погрузочно-разгрузочных работ цеха подготовки хим. продуктов указана без кода льготы (на общих основаниях), индивидуальные сведения сданы в пенсионный орган без кода льготы. Поскольку стаж истца на соответствующих видах работ по Списку N 1 составлял менее 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик правомерно не признал за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и не назначил досрочную страховую пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя законность указанных судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, то есть в части отказа истцу в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г. находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список N 2).
Таким образом, законодатель связывает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой деятельностью, а с деятельностью на должностях и в учреждениях, Списки которых утверждены в установленном порядке Правительством Российской Федерации в зависимости от специфики и характера труда, функциональных обязанностей, степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов.
Согласно позиции 2110А020 раздела X 21100000 "Химическое производство" Списка N 2 право на досрочное назначение пенсии предоставлено рабочим, руководителям и специалистам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятым полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах: на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке N 1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что Леонов С.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 29 декабря 1998 г, а спорный периоды его трудовой деятельности с 24 апреля 2006 г. по 13 августа 2010 г. имел место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Леонова С.А. за данный период представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий, доказательств, с достоверностью подтверждающих факт выполнения истцом работ с тяжелыми условиями труда в материалы дела не представлено, а из представленных материалов следует, что работодатель не признавал за истцом по занимаемой им должности право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку в справке, уточняющей особый характер работы, период не отражен, в утвержденном работодателем штатном расписании должность указана без кода льготы (на общих основаниях), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный период работы Леонова С.А. не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В связи с изложенным оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемых постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Леонова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Н.В. Богдевич
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.