N 88-899/2021 - (88-20183/2020)
г. Кемерово 29 января 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Раужина Е.Н. рассмотрев гражданское дело N2-701/2020 (22MS0097-01-2020-001242-35) по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах Делль Натальи Александровны к КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации, по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 10 сентября 2020 г.
установил:
Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах Делль Н.А. обратился в суд с иском к КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", просил взыскать с ответчика в пользу материального истца Делль Н.А. сумму в размере 1800 рублей за счет средств краевого бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Поспелихинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения педагогических работников, по результатам которой выявлены нарушения.
До 31 мая 2017 г. Делль Н.А. была зарегистрирована по адресу: "адрес", работала в МКОУ "Гавриловская основная общеобразовательная школа" учителем начальных классов, получала ежемесячную компенсацию. После указанной даты Делль Н.А. сменила место регистрации ("адрес") в пределах одного населенного пункта, продолжая работать в должности учителя начальных классов в МКОУ "Гавриловская основная общеобразовательная школа". О смене регистрации Делль Н.А. не сообщила в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию. 3 июля 2017 г. Делль Н.А. написала заявление в Управление социальной защиты, просила удержать излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства из текущей выплаты денежной компенсации. В результате удержаний Делль Н.А. не получила 1800 руб.
Прокурор полагает, что толкование Управлением социальной защиты положений пункта 25 указанных Правил предоставления компенсации как нормы, в соответствии с которой сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем, оснований для взыскании с Делль Н.А. 1800 рублей у Управления социальной защиты не имелось.
Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского районного суда Алтайского края от 23 июня 2020 г. исковые требования Прокурора Поспелихинского района, действующего в интересах Делль Н.А. удовлетворены, с КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" взыскано 1800 рублей в пользу Делль Н.А.
Апелляционным определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 10 сентября 2020 г. решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В поданных Краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерством социальной защиты Алтайского края кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 г. и апелляционного определения Поспелихинского районного суда Алтайского края от 10 сентября 2020 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Прокурором Поспелихинского района Алтайского края на кассационные жалобы принесены возражения.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив доводы кассационных жалоб, возражений, изучив материалы дела, следует признать жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких оснований по результатам изучения обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Делль Н.А. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. В период с 1 сентября 2014 г. по настоящее время Делль Н.А. трудоустроена в должности учителя начальных классов. В период с 2 июня 2015 г. по 31 мая 2017 г. Делль Н.А. была зарегистрирована по адресу: "адрес".
31 мая 2017 г. Делль Н.А, продолжая выполнять трудовую функцию в МКОУ "Гавриловская основная общеобразовательная школа" в указанной должности, сменила место регистрации в пределах одного населенного пункта: "адрес".
О смене регистрации Делль Н.А. не сообщила в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.
3 июля 2017 г. Делль Н.А. написала заявление в Управление социальной защиты, просила удержать излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства из текущей выплаты Денежной компенсации. В результате удержаний Делль Н.А. не получила 1800 рублей.
Разрешая спор по существу, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона "Об образовании", статей 1, 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", пунктов 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N103 пришел к выводу, что спорная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств бюджета Алтайского края, поскольку изменение места жительства ответчика в пределах района не повлекло утраты права на получение компенсации.
Суд апелляционной инстанции согласился с вышеуказанным выводом суда первой инстанции.
Оснований не согласится с выводами нижестоящих судов, у суда кассационной инстанции не имеется, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан ? получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края N 88-ЗС.
Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N103 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Согласно абзацу первому пункта 5 вышеуказанных Правил компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Суды пришли к верному выводу, что, несмотря на изменение места жительства, Делль Н.А. не утратила право на получение компенсации, поскольку Делль Н.А. постоянно работала и работает в настоящее время учителем в МКОУ "Гавриловская основная общеобразовательная школа", расположенном в поселке Гавриловский Поспелихинского района Алтайского края, то есть по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности.
Адреса проживания Делль Н.А. в "адрес" и "адрес" относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного населенного пункта.
Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твердой денежной сумме.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела, нашли свое подтверждение материалами дела.
Суды пришли к правильному выводу, что в спорный период Делль Н.А. не утратила право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что она своевременно не сообщила об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.
Доводы кассационных жалоб не являются основаниями для отмены решения мирового судьи, апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационных жалоб суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.