Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2657/2020 (УИД: 22RS0068-01-2020-002124-16) по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Прокоповой Галины Алексеевны к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности произвести перерасчет и предоставить меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, по кассационным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" и Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В, возражавшей относительно доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Центрального района города Барнаула в интересах Прокоповой Галины Алексеевны (далее - Прокопова Г.А.) обратился с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу") о возложении обязанности произвести перерасчет и предоставить меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района города Барнаула указал, что Прокопова Г.А. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы, собственником жилого помещения по адресу "данные изъяты", площадью 68, 1 кв.м.
По информации КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" в период с 1 апреля 2008 г. по 31 декабря 2016 г. Прокоповой Г.А. предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по двум основаниям, как ветерану труда на оплату жилого помещения и как инвалиду "данные изъяты" группы на оплату коммунальных платежей.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации Прокоповой Г.А. предоставляется только по основанию "инвалид "данные изъяты" группы" на оплату коммунальных услуг, выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию "ветеран труда" прекращена на основании ст. 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
По мнению прокурора Центрального района города Барнаула, в силу буквального токования, положения ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. Однако Прокопова Г.А. одновременно к двум льготным категориям, для которых региональным законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относится.
В связи с чем, действия ответчика по прекращению с 1 января 2017 г. предоставления Прокоповой Г.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными.
Прокурор Центрального района города Барнаула, обращаясь с иском в суд полагал, что Прокопова Г.А. вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в виде денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в ее собственности в период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Прокурор Центрального района города Барнаула просил суд признать незаконными действия КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу", выразившееся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Прокоповой Г.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", обязать КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" произвести перерасчет и предоставить Прокоповой Г.А. с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов".
Протокольным определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края (далее - Минсоцзащита Алтайского края).
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. исковые требования Прокурора Центрального района города Барнаула удовлетворены. Действия КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Прокоповой Г.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", признаны незаконными. На КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" возложена обязанность предоставить Прокоповой Г.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 октября 2020 г. решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представителем КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" и представителем Минсоцзащиты Алтайского края ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 октября 2020 г, как незаконных.
На кассационные жалобы прокурором, участвующим в деле, принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Прокопова Г.А, представитель ответчика КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минсоцзащиты Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 10 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61- ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов").
Пунктом 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуг и, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г.) при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1 января 2017 г. вступил в силу Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" (далее - Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в котором п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложен в новой редакции "гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, положение о том, что меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям только по законодательству Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, внесены изменения в ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно данной статьи в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Прокопова Г.А. является инвалидом "данные изъяты" группы и ветераном труда Алтайского края.
В собственности Прокоповой Г.А. находится жилое ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 68, 1 кв.м.
Как инвалид Прокопова Г.А. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, горячее водоснабжение (вода), горячее водоснабжение (подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода), горячее водоснабжение ОДН (подогрев), отопление, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН), в соответствии с положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Прокопова Г.А, как ветеран труда до 1 января 2017 г. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на капитальный ремонт, вывоз ТБО, ремонт и экспл. лифтов, содержание и ТО общего имущества), на основании положений Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Таким образом, Прокопова Г.А. получала различные меры социальной поддержки.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Прокоповой Г.А. прекращена на основании п. 1 ст. 6 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что по состоянию на 1 января 2017 г. Прокопова Г.А. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления Прокоповой Г.А. с 1 января 2017 г. мер социальной поддержки на основании п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, как ветерану труда.
Принимая во внимание п. 1 ст. 6 Закона Алтайского "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Прокопова Г.А. со 2 ноября 2018 г. имеет право на предоставление мер социальной поддержки или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность предоставить Прокоповой Г.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г, а также произвести перерасчет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленные судебными инстанциями фактические обстоятельства дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Ссылки в кассационных жалобах, в обоснование доводов о незаконности судебных постановлений на судебную практику по аналогичным делам несостоятельны, поскольку указанные судебные постановления приняты исходя из иных установленных судом обстоятельств.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.