Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А, Богдевич Н.В, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-816/2019 по иску Песчанко Марины Васильевны к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района" о признании права на выплату единовременного пособия
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Песчанко Марина Васильевна (далее-Песчанко М.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района" (далее-ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района", ответчик) о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" и о возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие.
В обоснование иска указано, что истец является вдовой ветерана боевых действий - сотрудника отдела внутренних дел Песчанко А.А, погибшего при исполнении служебных обязанностей 6 сентября 2002 г. на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции. 7 июня 2019 г. она обратилась в ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района" с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 10 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" (далее - Закон Новосибирской области N 225-03 от 11октября 2004 г.). Однако письмом от 13 июня 2019 г. N ей было отказано в выплате пособия ввиду того, что оно может быть назначено вдове военнослужащего, погибшего в ходе боевых действий после 1 января 2005 г, при этом ее муж погиб 6 сентября 2002 г, т.е. до вступления в силу Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г.
С данным отказом истец не согласна, ссылаясь на то, что положения п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. возможно лишь в системной связи с положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который включает вдов военнослужащих в перечень лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
При этом, поскольку применение нормы п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. носит заявительный характер, закон действует с 1 января 2005 г, истец полагает, что право на меры социальной поддержки по п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. приобретают не вдовы военнослужащих, чьи мужья погибли в ходе боевых действий при исполнении служебных обязанностей после 1 января 2005 г, а те, которые, которые обратились за назначением пособия после 1 января 2005 г.
Поскольку в целях получения пособия она представила ответчику весь пакет необходимых документов, Песчанко М.В. полагает, что имела право на получение указанных ей мер социальной поддержки.
Решением Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 13 ноября 2019 г. отказано в удовлетворении исковых требований Песчанко Марины Васильевны к ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района" о признании права на выплату единовременного пособия в размере 10 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", возложении на ответчика обязанности выплатить указанное пособие.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 года постановлено:
Решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 13 ноября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Песчанко Марины Васильевны удовлетворить частично.
Признать за Песчанко Мариной Васильевной - вдовой ветерана боевых действий сотрудника органов внутренних дел Песчанко Александра Алексеевича, погибшего при исполнении служебных обязанностей 6 сентября 2002 г. на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции, право на получение единовременного денежного пособия в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".
Возложить на ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района" обязанность произвести Песчанко Марине Васильевне выплату единовременного денежного пособия в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области N 225-03 от 11 октября 2004 г. "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".
Ответчик обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Песчанко М.В. является вдовой ветерана боевых действий - сотрудника отдела внутренних дел (далее-ОВД) Песчанко А.А, погибшего при исполнении служебных обязанностей 6 сентября 2002 г. на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористической операции.
Согласно медицинскому свидетельству N о смерти, дознаватель Куйбышевского ОВД Главного Управления внутренних дел Новосибирской области Песчанко А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей.
Из справки Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Куйбышевский" от 18 марта 2019 г. следует, что капитан милиции Песчанко А.А, дознаватель отдела дознания ОВД г. Куйбышева Новосибирской области, находился в служебной командировке в Республике Чечня в период с 4 августа 2002 г. по 6 сентября 2002 г, где погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий при столкновении с незаконными вооруженными формированиями на территории Северо-Кавказского региона.
На момент смерти Песчанко А.А. состоял в браке с истцом Песчанко М.В, она является женой погибшего военнослужащего, что также подтверждается удостоверением на ее имя от 3 марта 2003 г.
7 июня 2019 г. истец обратилась в ГКУ НСО "ЦСПН Куйбышевского района" с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в размере 10 000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих".
Однако письмом от 13 июня 2019 г. N ей в выплате такого пособия отказано, поскольку оно, по мнению ответчика, может быть назначено вдове погибшего в ходе боевых действий после 1 января 2005 г, при этом муж истца погиб 6 сентября 2002 г.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на положения ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), подл. 2 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", подл. 1 п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и исходил из того, что действие п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" распространяется на вдов, приобретших данный статус после 1 января 2005 г. при наличии оснований, возникших для его предоставления после 1 января 2005 г.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции не согласилась с указанными выводами суда, отменяя решение суда как постановленное с существенным нарушением норм материального права указала следующее.
Согласно под. 2 п. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", его действие распространяется на проживающих в Новосибирской области родителей, детей, вдов (вдовцов) военнослужащих, в том числе лиц рядового и начальствующего состава ОВД, исполнявших обязанности военной службы, погибших (пропавших без вести) в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подл. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона имеет место с августа 1999 г. (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 г.).
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.
На основании п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" родителям, вдовам (вдовцам) погибших военнослужащих устанавливается единовременное денежное пособие, указано, что действие этого пункта распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 г.
Такая мера социальной поддержки, как ежемесячное денежное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-0 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" реализуется в рамках публично-правового механизм возмещения вреда, причиненного семье сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе Ш приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Лица, на которых распространяется действие Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", указаны в статье 1 данного закона. Статус вдов сотрудников органов внутренних дел, исполнявших обязанности военной службы, погибших в ходе боевых действий, которые имеют право на меры социальной поддержки, определен со ссылкой на раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Каких-либо оговорок или примечаний к статье 1 в Законе Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-0 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих" о толковании иного круга лиц, чем указано в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г; N 5-ФЗ "О ветеранах", не имеется.
Вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, которая имеет право на меры социальной поддержки, исходя из приведенных нормативных положений, является вдова, чей муж погиб в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
В связи с этим после введения в действие законоположений, установивших выплату ежемесячного денежного пособия вдовам погибших сотрудников органов внутренних дел в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г, право на указанное пособие обладают лица, обладающие статусом вдовы (вдовца) сотрудника органов внутренних дел, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", независимо от факта смерти супруга до или после 1 января 2005 г.
Иное толкование изложенных выше правовых норм привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории, в зависимости от даты гибели (смерти) военнослужащего - до введения в действие Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-0 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", то есть до 1 января 2005 г, или после 1 января 2005 г, что не соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Указанный закон не предусматривает таких различий в статусе лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях указано и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданина Г.В. Дедовского".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку Песчанко М.В. является вдовой сотрудника органов внутренних дел, исполнявшего обязанности военной службы, погибшего в ходе боевых действий, указанных в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", она в силу приведенных выше нормативных положений имеет право на получение мер социальной поддержки.
Согласно ст. 10 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов семей погибших военнослужащих", финансирование мер социальной защиты, установленных настоящим законом, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с Законом Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225- 03, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что назначение указанного Песчанко М.В. пособия относится к ведению ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района", в назначении данного пособия истцу незаконно отказано, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к правильному к выводу, что обязанность по выплате Песчанко М.В. пособия, предусмотренного п. 3 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-0, подлежит возложению на указанное лицо.
В силу п. 5 ст. 9 Закона Новосибирской области от 11 октября 2004 г. N 225-03 размеры пособий, установленные п. 1, 2, 3, 3.1 настоящей статьи, подлежат индексации в соответствии с коэффициентом, определяемым законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие данные выводы суда апелляционной инстанции, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными как основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела.
Фактически доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая давалась судом.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Новосибирской области" Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.