Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Котченко Д.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда административное дело N 3а-50/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "База отдыха "Одиссей" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
по апелляционной жалобе департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 14 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Очкуренко С.В, представителя департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" Коваленко Н.В. (участвовала посредством видеоконференц-связи), представителя Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" Чиграковой А.С. (участвовала посредством видеоконференц-связи), судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "База отдыха "Одиссей" обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора указанного земельного участка, арендная плата за который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Обжалуемым решением Севастопольского городского суда от 14 октября 2020 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г. в размере его рыночной стоимости 27 822 454 000 руб.
Заинтересованным лицом департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой он просит решение суда отменить, выражает несогласие с результатами проведенной по делу судебной экспертизы, ходатайствует о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Относительно доводов апелляционной жалобы, а также ходатайства о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы представителем административного истца представлены письменные возражения.
На доводы возражений административного истца департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя представлены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, заслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, земельный участок находится в аренде у административного истца.
Постановлением Правительства Севастополя от 25 октября 2018 г. N 716-ПП в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Севастополя, по состоянию на 1 января 2018 г.
В соответствии со статьей 3 названного Закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка утверждена указанным выше Постановлением N 716-ПП по состоянию на 1 января 2018 г. и составляет 57 769 559, 04 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
К числу таких оснований пункт 2 части 1 статьи 248 данного Кодекса относит установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, административный истец представил отчет N от ДД.ММ.ГГГГ г, выполненный оценщиком ООО "Оценочная компания "Эдвайс" ФИО10, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2018 г. составляет 21 996 000 руб.
Также административным истцом было представлено положительное экспертное заключение к отчету, выполненное Экспертным советом Ассоциации саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов - оценщиков".
В связи с наличием сомнений в обоснованности отчета об оценке, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28), судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза с целью проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также для установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному экспертом индивидуальным предпринимателем ФИО11, рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составила 27 822 454 руб. Отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ г. соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности" и Федеральным стандартам оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки.
Удовлетворяя административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости, суд исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, приняв в качества размера рыночной стоимости объекта недвижимости стоимость, установленную заключением судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Данное экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и произведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт является незаинтересованным в исходе дела лицом, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, проходил профессиональную переподготовку в сфере оценочной и экспертной деятельности объектов недвижимости.
При данных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно принято в качестве доказательства определения размера кадастровой стоимости именно заключение судебной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя апелляционной жалобы, экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы дублируют позицию заинтересованных лиц в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции. Экспертом даны письменные пояснения, а также устные пояснения в ходе его допроса в суде первой инстанции по выводам экспертного заключения, в том числе по наличию сервитута на земельном участке, по возможности использования максимального значения для определения строительного объема, некорректности подбора объектов-аналогов. Указанным пояснениям дана оценка в оспариваемом решении суда.
Оснований для удовлетворения ходатайства о назначении повторной судебной оценочной экспертизы судебная коллегия не усмотрела ввиду вышеизложенного.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле не представлено.
Ссылки суда первой инстанции на положения Федерального закона "Об оценочной деятельности" как на основания пересмотра кадастровой стоимости не привели к вынесению ошибочного решения, и основанием к отмене верного по сути судебного акта не являются.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 разъяснено, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации для целей, не связанных с налогообложением, а для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку административный истец не является собственником земельного участка и установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной будет применяться для определения арендной платы, датой, с которой должна применяться указанная кадастровая стоимость будет являться 1 января 2020 г. Учитывая изложенное, содержащиеся в мотивировочной части решения суда выводы о том, что кадастровая стоимость устанавливается судом с 9 января 2019 г. и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, являются неправильными и подлежат исключению.
С учетом приведенных разъяснений, судебная коллегия также приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части оспариваемого судебного акта в части указания на дату обращения в суд с административным иском - 23 июня 2020 г.
В остальном доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 14 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Дополнить решение суда указанием на дату обращения с административным иском - 23 июня 2020 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.