Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Рассказовой Г.В., при ведении протокола помощником судьи Андреевым О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело N 3а-532/2020 (УИД 23OS0000-01-2020-000085-37) по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Армавир на решение Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 г.
установил:
Саркисян А.А. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В обоснование иска указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 19 200 кв.м, расположенный по адресу: N Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 21 244 416 руб. Согласно отчету, выполненному ООО "Бюро оценки Касьянова", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 12 160 704 руб. Кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей. В исковом заявлении Саркисян А.А. просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. В ходе рассмотрения дела административный истец заявленные административные исковые требования уточнил, просил установить рыночную стоимость в размере, определенном заключением судебной экспертизы, в сумме 15 291 000 руб.
Решением Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 г. административные исковые требования Саркисяна А.А. удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 19 200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 15 291 000 руб. по состоянию на 1 января 2016 г. Указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 14 января 2020 г.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования города Армавир просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости объекта недвижимости повлияет на наполняемость бюджета.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, Администрация города Армавира просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
По делам указанной категории лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что Саркисяну А.А. на основании заключенного с Администрацией города Армавира договора аренды от 12 мая 2003 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 19 200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - производственная деятельность, склады. Срок договора аренды 49 лет.
Из содержания договора аренды и приложений к нему следует, что размер арендной платы поставлен в зависимость от размера кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем Саркисян А.А. вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. утверждена в размере 21 244 416 руб.
Обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец со ссылкой на отчет ООО "Бюро оценки Касьянова" об оценке рыночной стоимости от 3 декабря 2019 г. N N в отношении земельного участка с кадастровым номером N просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной в сумме 12 160 704 руб.
Определением суда первой инстанции от 19 февраля 2020 г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, производство которой поручено ООО "Департамент профессиональной оценки", в связи с наличием у суда первой инстанции сомнений в объективности и обоснованности отчета оценщика, для разрешения которых требовались специальные познания в области оценки недвижимости.
В материалы дела представлено заключение эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" N N от 13 апреля 2020 г, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 15 291 000 руб.
В ходе судебного разбирательства административный истец изменил свои требования и просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, на основании заключения судебной экспертизы от 13 апреля 2020 г. в размере 15 291 000 руб.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о допустимости и достоверности заключения судебной экспертизы и наличия в этой связи правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Экспертное исследование является объективным, проведено на строго научной и практической основе, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Экспертом правильно определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки (земли промышленного назначения). Заключение содержит выборку из 10 аналогов для исследования, иллюстрирующую обоснованность действий эксперта при отборе объектов-аналогов. Подобранные экспертом три объекта-аналога относятся к одному сегменту рынка, имеют аналогичный оцениваемому объекту вид разрешенного использования, расположены в г. Армавире, как и объект оценки. Информация о наличии на рынке предложений объектов, отобранных судебным экспертом в качестве аналогов, подтверждена текстами объявлений, которые приложены к заключению судебной экспертизы. Примененные судебным экспертом корректировки на торг, на площадь обоснованы научно-методическим рекомендациями.
Постановленное судом решение об удовлетворении заявленных Саркисяном А.А. требований об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка в размере его рыночной стоимости соответствует положениям норм материального права и основано на правильной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что процедура утверждения кадастровой стоимости соответствовала положениям закона, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку в ходе судебного разбирательства на основании относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу было установлено, что утвержденная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, в связи с чем суд правильно удовлетворил заявленные административным истцом требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что снижение размера кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступлений в бюджет города Армавира. Указанные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в реализации установленного законом права административного истца на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Процессуальных нарушений судом при рассмотрении дела не допущено.
Правовых оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.