Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозкова Е.Е., рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал NМа-335/2021 по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Соколиная гора" на определение судьи Челябинского областного суда от 30 декабря 2020 г., которым административное исковое заявление ООО "Соколиная гора" возвращено, установил:
25 декабря 2018 г. Челябинская городская Дума приняла решение N48/23 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года" (далее-решение N48/23).
Пунктом 4 решения N48/23 предусмотрено внести настоящее решение в раздел 7 "Управление городским хозяйством" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.
30 июня 2020 г. Челябинская городская дума приняла решение N10/17 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25.12.2020 г. N48/23 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 года" (далее решение N10/17).
Согласно подпункта 1 пункта 2 решения N10/17 подраздел 1.1 раздела 1 "Существующее положение в сфере водоотведения городского округа" приложения 2 к решению Челябинской городской Думы N48/23 изложено в следующей редакции.
"1.1. Описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории городского округа и деление территории города Челябинска на эксплуатационные зоны.
Территориально в городе Челябинске сложилось две основные централизованные системы водоотведения:
1.ЦСВО города Челябинска (основные сооружения канализации города Челябинска, ОСК);
2.ЦСВО пос. Новосинеглазово (очистные сооружения канализации ОСК-2).
Отдельно можно выделить централизованную систему водоотведения пос.Каштак Металлургического района города Челябинска.Стоки от абонентов данной зоны отводятся на очистные сооружения общества с ограниченной ответственностью "Соколиная гора" (далее-ООО "Соколиная гора"), находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области.
Описание структуры ЦСВО города Челябинска.
Канализование стоков осуществляется по общему направлению на север города Челябинска. Стоки от абонентов города Челябинска и части абонентов Сосновского муниципального района Челябинской области (расположенных за пределами города Челябинска) поступают по самотечным внутриквартальным сетям в уличные сети канализации.
Далее стоки от различных районов города Челябинска посредством КНС отводятся в главные самотечные коллекторы и далее к главным насосным станциям. От главных насосных станций стоки по напорным коллекторам поступают на очистные сооружения ОСК.
Очистные сооружения канализации предназначены для полной биологической очистки бытовых сточных вод города Челябинска. Очистка производится по двухступенчатой схеме-механическая и биологическая очистки с обеззараживанием и сушкой осадка.
После биологической очистки на городских очистных сооружениях очищенные сточные воды сбрасываются в реку Миасс.
Описание структуры ЦСВО пос.Новосинеглазово
Пос. Новосинеглазово и пос.Смолино имеют отдельную централизованную систему водоотведения. Стоки от абонентов пос.Новосинеглазово, пос.Смолино и производственные сточные воды предприятия АО "Трубодеталь" по напорным и самотечным коллекторам поступают в приемный резервуар канализационной насосной станции очистных сооружений ОСК-2.
Очистные сооружения канализации предназначены для очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Очистка производится по двухступенчатой схеме-механическая и биологическая очистки. Очищенные сточные воды сбрасываются воз.Синеглазово.
Описание структуры ЦСВО пос.Каштак
Пос.Каштак имеет отдельную централизованную систему водоотведения.Стоки от абонентов пос. Каштак (жилой фонд и объекты социального, культурного и бытового назначения) по самотечному коллектору поступают на ОСК ООО "Соколиная гора", находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. В дальнейшем по Схеме данная система отдельно не рассматривается".
Подпунктом 3 пункта 2 решения N10/17 таблица 9.1 подраздела 9.2 раздела 9 "Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения" приложения 2 к решению N48/23 дополнено строками следующего содержания:
ООО "Соколиная гора"
ОСК в Сосновском муниципальном районе Челябинской области
Сосновский муниципальный район Челябинской области
ООО "ЧТЗ-Уралтрак"
КНС, ОСК, самотечные и напорные коллекторы
Тракторозаводский район
Согласно подпункту 4 пункта 2 решения N10/17 подраздел 9.3 раздела 9 "Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения" приложения 2 к решению N48/23 изложено в следующей редакции:
"9.3 Обоснование предложения по определению единой гарантирующей организации в сфере водоотведения города Челябинска:
На основании критериев определения гарантирующей организации на момент составления схемы водоотведения города Челябинская предлагается:
1.Определить муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" города Челябинска гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Новосинеглазово, установить зону ее деятельности в границах балансовой принадлежности сетейй и объектов водоотведения МУП "ПОВВ".
2.Определить ООО "Соколиная гора" гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Каштак города Челябинска".
ООО "Соколиная гора" обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу:
подпункт 1 пункта 2 решения N10/17 в части абзацев:
-"Отдельно можно выделить централизованную систему водоотведения пос.Каштак Металлургического района города Челябинска. Стоки от абонентов данной зоны отводятся на очистные сооружения Общества с ограниченной ответственностью "Соколиная гора" (далее-ООО "Соколиная гора"), находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области";
-"Пос.Каштак имеет отдельную централизованную систему водоотведения. Стоки от абонентов пос. Каштак (жилой фонд и объекты социального, культурного и бытового назначения) по самотечному коллектору поступают на ОСК ООО "Соколиная гора", находящиеся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. В дальнейшем по Схеме данная система отдельно не рассматривается";
2)подпункт 3 пункта 2 решения N10/17 в части абзаца:
ООО "Соколиная гора"
ОСК в Сосновском муниципальном районе Челябинской области
Сосновский муниципальный район Челябинской области
Подпункт 4 пункта 2 решения N10/17 в части абзаца:
"2.Определить ООО "Соколиная гора" гарантирующей организацией для централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации пос.Каштак города Челябинска".
В обоснование указано, что ни Уставом г.Челябинска, ни Законом Челябинской области от 10 июня 2014 г. N703-ЗО "Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе", ни иными актами не предусмотрено наличие такой территориальной единицы в составе г.Челябинска как пос.Каштак. Ни одним актом не определены границы пос.Каштак.
ООО "Соколиная гора" (Общество) является собственником отдельного объекта централизованной системы водоотведения, находящейся в Сосновском муниципальном районе Челябинской области. Централизованная система водоотведения, включающая очистные сооружения ООО "Соколиная гора", на территории г.Челябинска отсутствует.
Так как Общество не соответствует требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", то ему не может быть присвоен статус гарантирующей организации (что следует также из абзаца 3 подраздела 9.2 Схемы).
ООО "Соколиная гора" осуществляет водоотведение на территории Сосновского муниципального района Челябинской области.
Решение N10/17 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Общества. Признание Общества гарантирующей организацией для территории "пос.Каштак", на которой не расположены объекты Общества, влечет для него возникновение спорных ситуаций с третьими лицами относительно водоотведения в г.Челябинск. Решение N10/17 является неопределенным, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания его недействующим.
Решение N10/17 обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, так как издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений в сфере водоотведения.
Определением судьи Челябинского областного суда от 30 декабря 2020 г. административный иск ООО "Соколиная гора" о признании недействующим в части решения Челябинской городской Думы от 30 июня 2020 г. N10/17 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25.12.2018 г. N48/23 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 г." возвращен административному истцу.
В частной жалобе ООО "Соколиная гора" просит определение судьи отменить. Ссылаясь на действующее законодательство, считает необоснованными выводы суда о том, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом. Полагает, что рассмотрение заявленных Обществом требований подсудно Челябинскому областному суду.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания, судьей единолично (ст.315 КАС РФ).
Исследовав и изучив представленный материал, частную жалобу, прихожу к следующему.
Основаниями к отмене судебного акта в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного судебного решения или определения (п.4 ч.2, ч.ч.3, 4 ст.310, ст.315 КАС РФ).
В оспариваемом определении судья пришел к выводу о том, что решение N10/17 не относится к нормативным правовым актам, так как принято в рамках реализации органа местного самоуправления организационно-распорядительных полномочий по организации водоснабжения и водоотведения; правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, не содержит, распространяется на ограниченный круг лиц. Соответственно не подлежит рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Определение судьи от 30 декабря 2020 г. не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.1 ст.20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами определен главой 21 КАС РФ (ст.ст.208-217.1).
В силу ч. 2 ст.210 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Федеральный закон N416-ФЗ) предусмотрено, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
В части 5 статьи 38 Федерального закона N416-ФЗ указано, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее-Правила), а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее-Требования) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. N782.
В пункте 2 Правил дано определение понятию "схемы водоснабжения и водоотведения", под которыми понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Согласно пункту 15 Требований схема водоотведения включает в себя следующие разделы: существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа; балансы сточных вод в системе водоотведения;
прогноз объема сточных вод; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
Содержание разделов Схемы водоотведения установлено пунктами 16-24 Требований.
Таким образом, содержание схемы водоотведения установлено действующим федеральным законодательством.
Из анализа приведенных законоположений следует, что схема водоотведения содержит не только описание системы водоотведения, плановые и прогнозные показатели, но и определенные нормы и требования, рассчитанные на неоднократное применение, и обязательные для неопределенного круга лиц.
Из материала следует, что актуализированная схема водоснабжения и водоотведения г.Челябинска утверждена решением Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 г. N48/23.
Согласно части 1 статьи 23 Устава города Челябинска (утверждено решением Челябинской городской Думой от 26.05.2015 г. N9/2) Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска.
Частью 2 статьи 43 Устава города Челябинска определено, что Челябинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Челябинска, решение об удалении главы города Челябинска в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Челябинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Челябинской области. Уставом.
Из пункта 4 решения N43/23 следует, что данное решение отнесено к нормативным правовым актам органов местного самоуправления г.Челябинска.
Какого-либо иного порядка, отличного от указанного выше, для внесения изменений в схему водоотведения законодательством не предусмотрено.
Поэтому, вывод суда о том, что оспариваемое решение N10/17 (в целом), которым были внесены изменения в схему водоотведения, не является нормативным правовым актом, не может быть признан обоснованным и по существу является преждевременным.
Вопрос о том, являются ли оспариваемые административным истцом конкретные положения решения N10/17 нормами, подлежит исследованию и оценке суда при рассмотрении административного дела по существу в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, определение судьи о возвращении административного иска по основанию п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ не может быть признано законным, подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь статьями 313 - 316 КАС РФ, судья
определил:
определение судьи Челябинского областного суда от 30 декабря 2020 г. отменить, материал по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Соколиная гора" о признании недействующим в части решения Челябинской городской Думы от 30 июня 2020 г. N10\17 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 25.12.2018 г. N48/23 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Челябинска до 2028 г." направить для рассмотрения по существу в Челябинский областной суд со стадии принятия заявления к производству суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд, вынесший определение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Судья Е.Е.Морозкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.