Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05 марта 2021 г. по делу N 16-20/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Такасаевой Т.Р. на вступившие в законную силу постановление заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2019 года N 66-КС, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - первого заместителя руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Туйаары Револьевны, у с т а н о в и л :
постановлением заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2019 года N 66-КС первый заместитель руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаева Т.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2019 года постановление должностного лица от 14 августа 2019 года N 66-КС оставлено без изменения, жалоба Такасаевой Т.Р. без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2019 года решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2019 года оставлено без изменения, жалоба Такасаевой Т.Р. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаева Т.Р. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ либо в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ предусмотрен перечень случаев, при которых закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 000 000 рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.
В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2019 года N 01-04/0219 проведена плановая тематическая проверка соблюдения требований, предусмотренных частью 1 статьи 30, частью 2 статьи 72, пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ в отношении Управления записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
В результате проведенной проверки установлено, что согласно уточненным данным сметы по расходам кассовые расходы Управления за 2018 год составили 127 176 238, 00 рублей. Из них расходы, не принимаемые для расчета совокупного годового объема закупок, составляют 100 757 199, 00 рублей (статьи КОСГУ): 211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на оплату труда" - 98 714 114, 00 руб.; 251 "Перечисление другим бюджетам бюджетной системы РФ" - 2 025 400, 00 руб.; 290 "Прочие расходы" - 17 685, 00 руб. Совокупный годовой объем закупок (далее - СГОЗ) в 2018 году составил 26 419 039, 00 руб. (127 176 238, 00 - 100 757 199, 00). Объем закупок товаров, работ, услуг у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) составил 5 395 619, 62 руб. Сумма превышения составила 3 395 619, 62 руб.
В нарушение части 5 стать 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ, Учреждением выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в части осуществления закупок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ в 2018 году на сумму, превышающую 2 000 000, 00 руб. или 5% СГОЗ заказчика.
В соответствии с приказами от 25 апреля 2018 года N 83 (с 25 апреля 2018 года по 18 мая 2018 года), от 3 июля 2018 года N 142 (с 16 июля 2018 года по 18 августа 2018 года); от 1 октября 2018 года N 199 (с 1 октября 2018 года) первый заместитель руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаева Т.Р. исполняла обязанности руководителя Управления записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Саха (Якутия).
В период исполнения обязанностей руководителя Управления Такасаева Т.Р. осуществляла руководство и контроль над деятельностью учреждения, выполняла организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Превышение предусмотренного объема закупок в соответствии с совокупным годовым объемом закупок на 2018 год возникло и продолжалось в период исполнения обязанностей руководителя Такасаевой Т.Р. - с 1 мая 2018 года и до конца 2018 года. В период исполнения обязанностей руководителя Управления Такасаевой Т.Р. были подписаны договоры на сумму 1 413 825, 70 руб.
Указанные нарушения зафиксированы в акте N 44-11 от 5 марта 2019 года и послужили основанием для привлечения первого заместителя руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р. к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия первого заместителя руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р. правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи малозначительностью совершенного административного правонарушения являются несостоятельными в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении первого заместителя руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р. к исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что договоры, подписанные первым заместителем руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р, были заключены в режиме крайней необходимости в целях организации непрерывной деятельности Управления, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Таким образом, оснований для признания совершенного первым заместителем руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р. административного правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ не имеется.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Наказание первому заместителю руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Т.Р. назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.29 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2019 года N 66-КС, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - первого заместителя руководителя Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) Такасаевой Туйаары Револьевны оставить без изменения, жалобу Такасаевой Т.Р. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.