Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 г. по делу N 16-44/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 18 декабря 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Ванинский морской торговый порт", у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 18 декабря 2019 года АО "Ванинский морской торговый порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 18 декабря 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 583 данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что что в период с 14 часов 15 минут 21 октября 2019 года по 16 часов 00 минут 18 ноября 2019 года на основании распоряжения от 7 октября 2019 года N 2/3 проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Ванинский морской торговый порт", фактически осуществляющего деятельность по адресу: "адрес", в ходе которой выявлено невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, выразившееся в следующем.
Объект гражданской обороны - защитное сооружение ГО (убежище N 3) не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию, а именно:
- не планируются мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны;
- не проводятся мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны;
- в организации отсутствует паспорт защитного сооружения;
- не выполняются при эксплуатации защитных сооружений ГО в режиме повседневной готовности требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовому к использованию входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых;
- не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
- не соблюдаются организацией противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в зависимости от назначения помещении в мирное время;
- в защитном сооружении отсутствуют паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию дизельных электростанций, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы дизельных электростанций, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтро-вентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств;
- не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- не производится планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе обозначение защитных сооружений гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми;
- не осуществляются мероприятия по накоплению, хранению, учету, использованию, восполнению для запасов средств индивидуальной защиты;
- не осуществляются мероприятия по накоплению, хранению, учету, использованию, восполнению приборов радиационной, химической разведке и контроля защиты.
Таким образом, АО "Ванинский морской торговый порт" нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309; Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687; пунктов 6, 7, 9, 11, 12, 13, 20 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 1 октября 2014 года N 543; пунктов 1.2 - 2.17 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285.
Изложенные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 20 ноября 2019 года N 2/3 и послужили основанием для привлечения АО "Ванинский морской торговый порт" к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 ноября 2019 года N 2/3 (л.д. 3-6); актом проверки от 20 ноября 2019 года N 2/3 (л.д. 12-22); распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 7 октября 2019 года N 2/3 (л.д. 23-26) и иными материалами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Деяние АО "Ванинский морской торговый порт" правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт защитного сооружения, арендуемого АО "Ванинский морской торговый порт" у ФГУП "Росморпорт" на основании договора аренды от 28 декабря 2018 года N 979/ОПЭД-18, запланирована на 2020 год, в связи с чем вменение обществу обязанностей по обслуживанию и содержанию защитного сооружения возможно только после ввода объекта в эксплуатацию, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, должны выполняться в режиме повседневной деятельности независимо от его капитального ремонта.
Согласно договору аренды от 28 декабря 2018 года N 979/ОПЭД-18 защитное сооружение ГО (убежище N 3), расположенное по адресу: "адрес", и принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП "Росмопорт", передано АО "Ванинский морской торговый порт" во временное владение и пользование на 49 лет с даты его передачи (л.д. 60).
В акте сдачи-приемки от 24 апреля 2019 года N 1 зафиксировано, что защитное сооружение ГО (убежище N 3) не готово к приему укрываемых, в связи с чем для обеспечения требований безопасности при эксплуатации сооружения требуется разработать проектную документацию на комплексный капитальный ремонт и выполнить этот ремонт (л.д. 66).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.4 договора аренды от 28 декабря 2018 года N 979/ОПЭД-18 АО "Ванинский морской торговый порт" обязуется за счет собственных средств в течение 1 года 6 месяцев с момента передачи объекта в аренду разработать проектную документацию на комплексный капитальный ремонт объекта, необходимый для его ввода в эксплуатацию, и осуществить ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 65).
При таких обстоятельствах судья Ванинского районного суда Хабаровского края в решении от 17 марта 2020 года пришел к обоснованному выводу о том, что положение пункта 2.1.9 договора аренды от 28 декабря 2018 года N 979/ОПЭД-18, в соответствии с которым ФГУП "Росморпорт" обязуется производить капитальный ремонт объекта за свой счет, не исключает обязанность АО "Ванинский морской торговый порт" выполнять установленные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации объектов гражданской обороны, использовать и содержать средства индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание АО "Ванинский морской торговый порт" назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 49 Ванинского судебного района Хабаровского края от 18 декабря 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Ванинский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Ванинский морской торговый порт" Безденежных Ю.Ю. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.