Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 74-АД21-2-К9 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Коваленко "данные изъяты", его защитника Жугару А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Мирнинского горно-обогатительного комбината АК "АЛРОСА" (ПАО) (далее - Мирнинский ГОК) Коваленко А.А.
установил:
постановлением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор Мирнинского ГОКа Коваленко А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, с учетом дополнения, Коваленко А.А, и защитник Жугару А.В. просят вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Коваленко А.А, защитника Жугару А.В, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ изложены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в частности они обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), пункты 4.1, 4.4, 6.1, 6.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15.
В соответствии с Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года N 1055 "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" в целях принятия дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия) введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Республики Саха (Якутия) поручено прокуратуре "адрес" организовать проверку сведений изложенных в статье размещенной ДД.ММ.ГГГГ на сайте информационного агентства SakhaNews - "Заболели! COVID-19 "закрыл" рудник в Якутии".
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой "адрес" совместно с представителем ТОУ Роспотребнадзора по Республики Саха (Якутия) в Мирнинском районе проведена выездная проверка полноты и своевременности принятых АК "АЛРОСА" (ПАО) и ответственными должностными лицами мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в том числе в связи с выявлением массовых случаев заболевания на руднике "Интернациональный".
В ходе проверки проведенной с участием начальника рудника "Интернациональный" МГОКа АК "АЛРОСА" (ПАО) ФИО4, исполняющего обязанности мастера по режиму отдела РиСДПСБМГОКа АК "АЛРОСА" (ПАО) ФИО5, заместителя управляющего МСШСТ по производству УКСа АК "АЛРОСА" (ПАО) ФИО6 на руднике "Интернациональный" выявлено, что на момент проверки работа рудника была приостановлена. В АК "АЛРОСА" (ПАО) в "адрес" работает 7 025 человек, из них на руднике "Интернациональный" МГОКа АК "АЛРОСА" (ПАО) - более 900 работников.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ положительные результаты на наличие коронавирусной инфекции выявлены у 87 работников.
При проверке выявлены нарушения, а именно:
-не обеспечено соблюдение правил личной гигиены на объекте - на момент проверки у входа в административно-бытовой комплекс находились работники (5-7 человек), не соблюдающие масочный режим (нарушение пункта 4.1, пункта 4.4 СП 3.1.3597-20);
-не обеспечены условия для соблюдения работниками дистанцирования друг от друга (на участке ГКР-8 отсутствуют разметки, работники заходят в кабинет по 5 человек) (нарушение пункта 4.1, пункта 4.4 СП 3.1.3597-20);
-не подвергнуты обработке - дезинфекции шкафы для хранения спецодежды и личной одежды работников, у которых была выявлена и лабораторно подтверждена коронавирусная инфекция, вентиляционные системы не подвергались обработке, после отстранения или госпитализации больных. К моменту проверки 10 июля 2020 года заключительной дезинфекции не подвергались (нарушение пункта 6.1, пункта 6.4 СП 3.1.3597-20).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлена справка.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением заместителя прокурора "адрес" о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; трудовым договором N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Коваленко А.А.; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о переводе на работу от ДД.ММ.ГГГГ N; должностной инструкцией директора МГОКа "АК "АЛРОСА" (ПАО), и другими материалами которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Деяние, совершенное Коваленко А.А. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Коваленко А.А. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.
Часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 2.6 должностной инструкции директора МГОК АК "АЛРОСА" (ПАО) с которой Коваленко А.А. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что на него возложена обязанность принимать меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда.
Вопреки доводам жалобы, на руднике "Интернациональный" не обеспечена надлежащая работа по профилактике и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что повлекло массовое заражение указанной инфекцией работников и создало угрозу заражения, как для здоровых работников общества, так и для жителей Мирнинского района.
Утверждение заявителей о том, что нахождение граждан на улице без масок при соблюдении дистанции 1, 5 - 2 метров не запрещено, не определено количество людей нарушивших требования, не указаны нормы которые были нарушены, событие правонарушения не подтверждено, общество самостоятельно определяет территории, на которых необходима специальная разметка для соблюдения норм социального дистанцирования, являются надуманными, противоречат требованиям вышеуказанного законодательства и опровергаются представленными в дело доказательствами.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для отмены постановления судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Вместе с тем решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Из постановления заместителя прокурора "адрес" о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директору Мирнинского ГОКа Коваленко А.А. не вменялось в вину нарушение указанное в решении судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ - не проводится обработка тонометра у аппарата электронной системы медицинского осмотра ЭСМО (нарушение пункта 4.4. СП 3.1.3597-20).
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части подлежит изменению путем исключения из его описательно мотивировочной части данного нарушения.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Коваленко А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Коваленко А.А. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Коваленко "данные изъяты", и защитника Жугару А.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении директора Мирнинского горно-обогатительного комбината АК "АЛРОСА" (ПАО) Коваленко "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из его описательно мотивировочной части нарушение - не проводится обработка тонометра у аппарата электронной системы медицинского осмотра ЭСМО (нарушение пункта 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
В остальной части постановление судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу директора Коваленко А.А. и защитника Жугару А.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.