Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Константиновой В.В. к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Константинова В.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления от 14 июля 2020 года N 1245 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"А, с видом разрешенного использования: под жилой дом.
6 июля 2020 года она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска направил ей уведомление от 14 июля 2020 года N 1245 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым N в связи с его расположением в зоне городских лесов городского округа "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П.
С данным решением заявитель не согласна, считает его незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым N отнесен к территориальной зоне Ж-2А (зона застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приквартирными участками на территории г. Якутска), по проекту планировки и проекту межевания территории квартала учтен под объекты жилой застройки, сведений о наличии ограничений в отношении земельного участка в связи с отнесением его к землям городских лесов не имеется.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, требования Константиновой В.В. удовлетворены, уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 14 июля 2020 года N 1245 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке признано незаконным, на Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность выдать Константиновой В.В. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым N по адресу: "адрес"А.
10 декабря 2020 года представителем Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Константиновой В.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на законности оспариваемого уведомления в связи с расположением принадлежащего административному истцу земельного участка на территории городских лесов, в отношении которых действует лесохозяйственный регламент, утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П, поэтому на нем недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
Как следует из материалов дела, Константиновой В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N, площадью 636 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилой дом.
6 июля 2020 года Константинова В.В. обратились в Окружную администрацию г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым N, по результатам рассмотрения которого Департамент градостроительства направил заявителю уведомление от 14 июля 2020 года N 1245 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с наличием ограничений, установленных в соответствии с законодательством, поскольку земельный участок, на котором планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в городских лесах городского округа "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, установив, что принадлежащий Константиновой В.В. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, имеет вид разрешенного использования: под жилой дом, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, сведений об ограничениях и обременениях в отношении земельного участка не имеется, с учетом отсутствия доказательств расположения спорного земельного участка в зоне городских лесов пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска требованиям закона.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных сторонами в материалы дела доказательств, постановлен при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно имеющемуся в материалах дела градостроительному плану земельного участка с кадастровым N данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, имеет ограничения, установленные в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесных насаждений (территория городских лесов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, территориальная зона Ж-2А предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются: индивидуальное жилищное строительство (2.1); блокированная жилая застройка (2.3); социальное обслуживание (3.2); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1); спорт (5.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); ведение садоводства (13.2); земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Из статьи 42.6 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" следует, что городские леса на территории г. Якутска выделены в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иными территориями, используемыми и предназначенными для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Кроме того, Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (статья 42.10) выделены зона естественных ландшафтов Л-1 - зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков; и зона земель лесного фонда Л-2.
Между тем доказательств отнесения земельного участка с кадастровым N к территориальным зонам Р-5, Л-1, Л-2 в материалах дела не имеется и административным ответчиком, на которого в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П, на который ссылается Департамент градостроительства, документом градостроительного зонирования не является, принимается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае земельный участок с кадастровым N не относится к территориальной зоне городских лесов, имеет вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое Константиновой В.В. уведомление требованиям закона не соответствует и повлекло нарушение ее прав и законных интересов, судами сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2020 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.