Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вяземскому району Хабаровского края на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вяземскому району Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Вяземского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в Вяземский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по Хабаровскому краю), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вяземскому району Хабаровского края (далее - ОМВД России по Вяземскому району), в котором просил суд: возложить на ОМВД России по Вяземскому району обязанность в срок до 30 июня 2021 года оборудовать здание ОМВД России по Вяземскому району, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Ленина, д. 1, не менее чем тремя специальными помещениями для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, отвечающими требованиям, установленным Правилами оборудования служебных помещений для задержанных, утверждёнными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 года N 389 (далее - Правила); а также возложить на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность обеспечить финансирование ОМВД России по Вяземскому району в целях оборудования специальных помещений для задержанных за совершение административных правонарушений в срок до 31 декабря 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведённой прокуратурой Вяземского района Хабаровского края проверки в деятельности ОМВД России по Вяземскому району выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с содержанием лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, а также подвергнутых административному аресту.
Так, в ОМВД России по Вяземскому району отсутствует необходимое количество специальных помещений для задержанных лиц либо лиц, подвергнутых административному аресту. Допущенное должностными лицами органа внутренних дел бездействие, выразившееся в нереализации полномочий, предоставленных им действующим законодательством, приводит к затягиванию производства по делам об административных правонарушениях, к нарушению сроков, в течение которых лица, совершившие административные правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности, что влечёт за собой прекращение дел об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения лиц к административной ответственности и их освобождение от такой ответственности.
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2020 года, административное исковое заявление прокурора Вяземского района Хабаровского края удовлетворено: на ОМВД России по Вяземскому району Хабаровского края возложена обязанность оборудовать не менее двух помещений для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, отвечающих требованиям, установленным Правилами в срок до 30 июня 2021 года; на УМВД России по Хабаровскому краю возложена обязанность обеспечить ОМВД России по Вяземскому району финансирование указанных мероприятий в срок до 31 декабря 2020 года.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 6 августа 2020 года настоящее дело в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда общей юрисдикции для его рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
22 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ОМВД России по Вяземскому району, поданная 14 декабря 2020 года через Вяземский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Вяземского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2020 года по результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, за ОМВД России по Вяземскому району на праве оперативного управления закреплено трёхэтажное нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 823, 2 кв. м, расположенное по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Ленина, д. 1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 6 сентября 2004 года сделана регистрационная запись N.
Проверкой, проведённой прокуратурой Вяземского района Хабаровского края, установлено, что в указанном выше здании ОМВД России по Вяземскому району для размещения лиц, задержанных в административном порядке, используется только одно помещение, которое не позволяет разместить в нём раздельно лиц мужского и женского пола, несовершеннолетних и совершеннолетних лиц, лиц, имеющих признаки инфекционных заболеваний и лиц, у которых такие признаки отсутствуют.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 года) полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ.
Полиция имеет право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста (до передачи их в места отбывания административного ареста), а также лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях (пункты 3 и 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ).
В силу подпункта 5.1 пункта 5, подпункта 8.5 пункта 8 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 года N 389, лицо, задержанное полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, помещается в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания задержанных лиц и оборудованное в соответствии с Правилами.
В свою очередь, из содержания пункта 1 Правил прямо следует, что количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учётом их среднесуточной наполняемости, но не менее трёх помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека.
Пункт 7 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627, устанавливает, что задержанные лица мужского пола и женского пола, несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица, а также лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний, должны размещаться в специальных помещениях раздельно.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав положения приведённых выше правовых норм, пришли к обоснованному выводу о необходимости возложения на ОМВД России по Вяземскому району обязанности оборудовать здание отдела не менее чем двумя помещениями для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, отвечающим требованиям Правил, а на УМВД России по Хабаровскому краю - обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что площадь помещений здания, расположенного по адресу: "адрес", не позволяет исполнить решение суда по оборудованию дополнительно как минимум двух помещений для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, не опровергают верных выводов судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ОМВД России по Вяземскому району, наряду с УМВД России по Хабаровскому краю, является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казённое учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
УМВД России по Хабаровскому краю в соответствии с пунктом 14 указанного Положения является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 (далее - Типовое положение), территориальный орган наделён функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчинённым органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчинёнными органами и организациями.
В соответствии с пунктом 13 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 556 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" УМВД России по Хабаровскому краю осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охране и конвоированию; обеспечение планирования и координации деятельности подчинённых органов и организаций; осуществляет материально-техническое обеспечение УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закреплённого за УМВД России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Хабаровского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 11 августа 2017 года N 390 утверждено Положение об ОМВД России по Вяземскому району (далее - Положение), пунктом 3 которого установлено, что отдел входит в состав органов внутренних дел и подчиняется УМВД России по Хабаровскому краю. В своей деятельности ОМВД России по Вяземскому району должен руководствоваться, в том числе, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 5 Положения); обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных лиц, лиц подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункт 21 пункта 10 Положения); ОМВД России по Вяземскому району является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 20 Положения); за ОМВД России по Вяземскому району в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудования, техника, инвентарь и другое имущество (пункт 21 Положения).
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа содержания статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию такого имущества.
ОМВД России по Вяземскому району является получателем бюджетных средств и, в соответствии с установленным статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, данный отдел обязан использовать доведённые до него бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с целями их использования.
Следовательно, возложение на УМВД России по Хабаровскому краю, как распорядителя бюджетных средств, обязанности по обеспечению финансирования возложенных на ОМВД России по Вяземскому району решением суда мероприятий, а на ОМВД России по Вяземскому району обязанности осуществить оборудование помещений для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, является законным и обоснованным.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вяземскому району Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.