Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Бикинского городского прокурора к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности по совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель Бикинского городского прокурора обратился в Бикинский городской суд Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил: - возложить на администрацию Бикинского муниципального района Хабаровского края обязанность исполнить требования приказа Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твёрдых коммунальных отходов", необходимые для включения места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Бикинского муниципального района, расположенной по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в районе 8 км автодороги "Бикин-Васильевка" в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории Хабаровского края; - возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрацию Бикинского муниципального района обязанность организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов, размещённых на полигоне твёрдых коммунальных отходов, расположенных по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в районе 8 км автодороги "Бикин-Васильевка" в соответствии с требованиями установленными пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.3 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов", утверждённых постановлением Главного государственного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что в ходе проведённой Бикинской городской прокуратурой проверки исполнения администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края законодательства при обращении с твёрдыми коммунальными отходами, установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 6 мая 2019 года N 221-р "Об определении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Бикинского муниципального района" местом накопления (площадкой накопления) твёрдых коммунальных отходов определено место: Хабаровский край, Бикинский район, в районе 8 км автодороги "Бикин-Васильевка". Указанное место также установлено в приложении 4 постановления Правительства Хабаровского края от 15 августа 2019 года N324-пр "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр". По состоянию на 25 апреля 2020 года заявление о включении объекта в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории Хабаровского края в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не направлено. Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не организован сбор (в том числе раздельный сбор), транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории Бикинского муниципального района Хабаровского края в соответствии с требованиями установленными пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.3 СП 2.1.7.1038-01.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований заместителя Бикинского городского прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2020 года решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требования о приведении объекта размещения твёрдых коммунальных отходов в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01, в указанной части принято новое решение, которым требования заместителя Бикинского городского прокурора Хабаровского края удовлетворены: на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрацию Бикинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать эксплуатацию объекта размещения твёрдых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в районе 8 км. автодороги "Бикин-Васильевка", в соответствии с требованиями установленными пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённых постановлением Главного государственного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
15 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, поданная через Бикинский городской суд Хабаровского края 24 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2020 года и оставлении в силе решения Бикинского городского суда Хабаровского края от 28 июля 2020 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, земельный участок, поименованный в исковом заявлении прокурора, принадлежит на праве собственности Бикинскому муниципальному району Хабаровского края, полигоном ТКО не является, а является несанкционированной свалкой, подлежащей ликвидации собственником этого земельного участка. СанПиН 2.1.7.1038-01 применяется только к устройству и эксплуатации полигонов ТКО и не распространяется на несанкционированные места размещения отходов. Оборудование данного земельного участка в соответствии с исковыми требованиями Бикинской городской прокуратуры не обеспечит придание законного статуса данному объекту, в связи с несоответствием требованиям, установленным для включения в ГРОРО, а также в связи с отсутствием акта (решения) органа местного самоуправления, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию, и не обеспечит включение объекта в перечень для эксплуатации до 2023 года. Спорная несанкционированная свалка подлежит ликвидации, так как санкционировать её невозможно.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 года и от 22 января 2021 года кассационная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Центрального районного суда города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня года 1998 N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Реализацию полномочий Хабаровского края в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования обеспечивает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (пункт 3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр).
В силу части 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твёрдых коммунальных отходов. Указанные объекты, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твёрдых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твёрдых коммунальных отходов.
Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень) устанавливает порядок включения объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, введённых в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (пункт 1). Перечень ведётся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (пункт 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твёрдых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определён, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект (пункт 5).
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 года (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01) хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
В соответствии пунктом 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
Пунктом 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания.
Согласно пункту 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой Бикинской городской прокуратурой проверки исполнения администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края законодательства при обращении твёрдых коммунальных отходов установлено, что в собственности Бикинского муниципального района Хабаровского края находится земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1600 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, р-н Бикинский, в районе 8 км автодороги "Бикин-Васильевка" (поставлен на кадастровый учёт 27 декабря 2012 года). Распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 6 мая 2019 года N 221-р "Об определении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Бикинского муниципального района" определено (в числе иных) место накопления твердых коммунальных отходов: Хабаровский край, Бикинский район, в районе 8 км автодороги "Бикин-Васильевка". Между тем, в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1038-01 содержание и обслуживание указанного объекта не ведётся, количество твёрдых коммунальных отходов, ежегодно образующихся на указанном объекте не отслеживается, условия для ограничения доступа к объекту посторонних лиц не организованны, как и не организован учёт поступивших отходов.
Согласно региональной программе Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края", утверждённой распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года N 736-рп, в городе Бикин запланирован к строительству объект по обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, срок проведения предпроектных, проектных, градостроительных работ - 2023 год, срок начала строительства объекта - 2025 год (пункт 13 приложения N 4).
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 28 ноября 2018 года N 659-р ООО ФИО10 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 27:03:0011221, расположенного по адресу (имеющего адресный ориентир): Хабаровский край, Бикинский район, 2900 м на север от города Бикина, с видом разрешённого использования - специальная деятельность (обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, с размещением мусоросжигательной установки, код по классификатору 12.2.), площадью 10000 кв.м. Срок действия утверждённой схемы - два года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заместителя Бикинского городского прокурора, суд первой инстанции указал, что для включения объекта в ГРОРО и размещения на таком объекте отходов необходимо, в том числе наличие проектной документации на строительство объекта размещения отходов, заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство объекта размещения отходов и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с данными ГРОРО, размещёнными в Единой государственной информационной системе учёта отходов от использования товаров, на территории Бикинского муниципального района полигоны отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о приведении объекта размещения твёрдых коммунальных отходов в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01, и удовлетворяя в данной части исковые требования заместителя Бикинского городского прокурора, суд апелляционной инстанции сослался на положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16, и пришёл к обоснованному выводу, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, в отношении объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, введённых в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставлено право, как обратиться установленным порядком с заявлением о включении указанных объектов в Перечень, так и принять решение об их обустройстве и рекультивации.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, эксплуатация спорного объекта размещения твёрдых коммунальных отходов до его ликвидации должна осуществляться с соблюдением установленных требований СанПиН 2.1.7.1038-01.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.