Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Морозова Л.С. на решение Партизанского городского суда Приморского края от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Морозова Л.С. к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения Приморского края" в лице отдела по Партизанскому городскому округу отделения по Находкинскому городскому округу о признании действий незаконными и об отмене решения.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Морозовой Л.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения относительно кассационной жалобы представителя государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" Сапунцовой Г.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Морозова Л.С. обратилась в Партизанский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к краевому государственному казённому учреждению "Центр социальной поддержки населения Приморского края" (далее - КГКУ "ЦСПН") в лице отдела по Партизанскому городскому округу отделения по Находкинскому городскому округу, в котором просила суд признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в требовании к административному истцу о возврате полученной денежной выплаты в размере 41 580 рублей как излишне выплаченных сумм; отменить решение - письмо под номером 115-02/3622 от 7 ноября 2019 года о возврате указанной суммы за период с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в связи с рождением третьего ребенка с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года ему назначена ежемесячная денежная выплата на основании Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ "О социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ).
8 июля 2019 года Морозова Л.С. с семьёй переехала жить из города Партизанска Приморского края в Надеждинский район Приморского края, где зарегистрировалась по адресу: "адрес"-а, при этом состав семьи остался прежним. 7 ноября 2019 года за подписью начальника отдела по Партизанскому городскому округу департамента труда и социального развития Приморского края за исходящим N 115-02/3622 в её адрес было направлено письмо с требованием о возврате полученной денежной выплаты за период с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года в размере 41 580 рублей, поскольку она несвоевременно сообщила в указанный отдел о снятии 8 июля 2019 года с регистрационного учёта по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, действия ответчика по направлению требования о возврате денежной суммы являются незаконными, поскольку ежемесячная денежная выплата прекращается в случае снятия получателя или ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, с регистрационного учёта по месту жительства (пребывания) в Приморском крае, то есть при переезде в другой субъект Российской Федерации. Однако Морозова Л.С. и её дети за пределы Приморского края не выезжали.
Определением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 14 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён отдел по Надеждинскому району КГКУ "ЦСПН".
Решением Партизанского городского суда Приморского края от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Морозовой Л.С. было отказано.
19 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Морозовой Л.С, поданная ею 23 декабря 2020 года через Партизанский городской суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Представитель отдела по Надеждинскому району КГКУ "ЦСПН", который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего административного дела было допущено неправильное применение норм материального права.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "ж.1" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Действующее федеральное законодательство, реализуя с учётом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающим возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2 данного Федерального закона).
В целях реализации демографической политики Российской Федерации пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет.
В силу положений части 1 статьи 8 Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей возникает у семьи, состоящей из граждан Российской Федерации, в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей и сохраняется до достижения этим ребенком возраста трёх лет, если среднедушевой доход семьи ниже определяемой территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю величины среднедушевого дохода населения в Приморском крае за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Ежемесячная денежная выплата в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей назначается одному из родителей каждые 12 месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста трёх лет при наличии права, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ (часть 3 статьи 8 Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ).
Подпункт 4 пункта 6.10 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 5 февраля 2013 года N 35-па (далее - Порядок), предусматривает, что выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается в случае снятия получателя или ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, с регистрационного учёта по месту жительства (пребывания) в Приморском крае.
Из содержания пункта 6.11 Порядка следует, что при наступлении обстоятельства, предусмотренного подпунктом 4 пункта 6.10 Порядка, получатель ежемесячной денежной выплаты обязан известить об этом структурное подразделение КГКУ "ЦСПН" или краевое государственное автономное учреждение Приморского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае" в течение месяца, в таком случае выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель или ребёнок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, снялись с регистрационного учёта по месту жительства (пребывания) в Приморском крае.
Согласно пункту 6.12 Порядка суммы, излишне выплаченные получателю ежемесячной денежной выплаты вследствие представления им документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты, а также нарушения получателем сроков извещения о наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 2, 4 - 6 пункта 6.10 Порядка, возмещаются получателем добровольно. В случае прекращения права на предоставление ежемесячной денежной выплаты для возврата излишне выплаченных сумм получателю направляется уведомление о добровольном возврате суммы. В случае отказа от добровольного возврата излишне выплаченных ему сумм они взыскиваются с получателя в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
До вступления в силу постановления Правительства Приморского края от 6 февраля 2020 года N 78-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 5 февраля 2013 года N 35-па "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" полномочия КГКУ "ЦСПН" в вопросах предоставления и прекращения соответствующих ежемесячных денежных выплат осуществлял департамент труда и социального развития Приморского края.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, департаментом труда и социального развития Приморского края 20 мая 2019 года по результатам рассмотрения заявления административного истца от 22 апреля 2019 года принималось решение о назначении Морозовой Л.С. на основании статьи 8 Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребёнка (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
На момент принятия данного решения административный истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
8 июля 2019 года Морозовой Л.С. снялась с регистрационного учёта по указанному выше адресу и в тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировалась по месту жительства по адресу: "адрес"
7 ноября 2019 года начальником отдела по Партизанскому городскому округу департамента труда и социального развития Приморского края ФИО6 в адрес Морозовой Л.С. направлено уведомление (исходящий N) о необходимости произвести возврат полученной денежной выплаты за период с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года в размере 41 580 рублей в связи с тем, что административный истец несвоевременно сообщил о снятии с регистрационного учёта 8 июля 2019 года по адресу: "адрес". К данному уведомлению прилагалась квитанция для внесения платежа на указанную сумму, а также разъяснялось, что в случае, если Морозова Л.С. откажется от добровольного возврата излишне выплаченных сумм, денежные средства будут взысканы с неё в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований и признавая данное уведомление законным, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что обжалуемые в рамках настоящего дела действия уполномоченного органа, выразившиеся в направлении уведомления от 7 ноября 2019 года N 115-02/3622 о возврате излишне выплаченных Морозовой Л.С. денежных средств, соответствуют требованиям пунктов 6.10 - 6.12 Порядка, поскольку административный истец в установленный срок не сообщил о снятии с регистрационного учёта по месту жительства.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что для целей применения подпункта 4 пункта 6.10 Порядка имеет значение снятие с регистрационного учёта получателя ежемесячной денежной выплаты или ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, по месту жительства (пребывания) в Приморском крае, то есть выбытие указанных лиц с территории Приморского края, поскольку в силу прямого указания статьи 1 Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года N 392-KЗ меры социальной поддержки, установленные данным Законом Приморского края, распространяются на многодетные семьи, проживающие на территории Приморского края.
В данном случае, Морозова Л.С. изменила своё место жительства в пределах Приморского края. 8 июля 2019 года она снялась с регистрационного учёта по адресу: "адрес", с одновременной постановкой на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: "адрес" то есть по состоянию на 8 июля 2019 года, а также с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года многодетная семья административного истца оставалась проживать на территории Приморского края. В связи с этим у уполномоченного органа не имелось оснований для вывода о прекращении ранее установленной ежемесячной денежной выплаты по подпункту 4 пункта 6.10 Порядка и для вывода о несоблюдении Морозовой Л.С. требований пункта 6.11 Порядка.
Следовательно, направление в адрес административного истца на основании пункта 6.12 Порядка уведомления от 7 ноября 2019 года N 115-02/3622 о необходимости произвести возврат полученной денежной выплаты за период с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года в размере 41 580 рублей нельзя признать законным, поскольку в соответствующий период времени правовых оснований для прекращения ежемесячной денежной выплаты административному истцу не имелось.
Из содержания пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ следует, что суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным и об отмене уведомления о необходимости возврата полученной Морозовой Л.С. денежной выплаты в размере 41 580 рублей, оформленного письмом отдела по Партизанскому городскому округу департамента труда и социального развития Приморского края от 7 ноября 2019 года N 115-02/3622.
Поскольку после вступления в силу постановления Правительства Приморского края от 6 февраля 2020 года N 78-пп полномочия департамента труда и социального развития Приморского края в вопросах, связанных с ежемесячными денежными выплатами в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, были переданы КГКУ "ЦСПН", учитывая, что признание обжалуемого уведомления незаконным и его отмена восстановят нарушенные права административного истца, оснований для дополнительного признания незаконными действий КГКУ "ЦСПН", которое требует от Морозовой Л.С. возврата денежных средств в сумме 41 580 рублей, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить уведомление о возврате полученной Морозова Л.С. денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребёнка и последующих детей за период с 1 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года в размере 41 580 рублей, оформленное письмом отдела по Партизанскому городскому округу департамента труда и социального развития Приморского края от 7 ноября 2019 года N 115-02/3622.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.