Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Позднякова Алексея Валентиновича к Окружной администрации города Якутска, департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании решения (уведомления) незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поздняков А.В. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска и просил признать незаконным Уведомление N 2940 от 3 декабря 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N; обязать департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23 ноября 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 657 кв.м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Очиченко, дом 23 "а". На земельном участке расположены жилой дом и гараж. 23 ноября 2019 года, в связи с аварийным состоянием жилого дома и необходимостью проведения реконструкции, он обратился в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого строения, однако в выдаче уведомления о соответствии планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ему отказано. Основанием для вынесения оспариваемого уведомления явилось то, что земельный участок подпадает в границы санитарно-защитной I класса опасности, а также не соответствует территориальной зоне "П-4". Считает данный отказ незаконным, поскольку приложение N 10 к Проекту межевания территории квартала N 172 города Якутска от 30 мая 2016 года N 854 официально не опубликовано, в связи с чем, не может применяться. Кроме того, в проекте межевания территории земельный участок административного истца отмечен бежевым цветом, которым обозначают земельные участки для индивидуальной жилой постройки. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, ответам Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) и ОАО "Водоканал" на запросы административного истца, санитарно-защитная зоны в границах квартала "172" не установлена.
Определением суда от 16 марта 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха Якутия от 16 марта 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Позднякова А.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года, решение Якутского городского суда Республики Саха Якутия от 16 марта 2020 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным уведомление департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска N 2940 от 3 декабря 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
25 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска и департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 16 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года и об отказе в удовлетворении административных исковых требований Позднякова А.В.
В обоснование своей позиции кассаторы указали на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, спорный земельный участок попадает в границы 1000-метровой санитарно-защитной зоны "склады хлора ОАО Водоканал" с I классом опасности, и расположен в территориальной зоне "П-4", где индивидуальное жилищное строительство запрещено.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменный отзыв на кассационную жалобу представителя Позднякова А.В. - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 263 Гражданского кодекса РФ на собственника земельного участка возложена обязанность возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
При поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учётом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве, при этом перечень оснований для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам является исчерпывающим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Позднякову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 657 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, адрес (местоположение): "адрес", участок находится в км на север от ориентира (жилой дом).
Также, Позднякову А.В. праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером N, площадью 65, 8 кв.м, назначение: жилое, наименование: индивидуальный жилой дом, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение) объекта: "адрес".
Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрировано за Поздняковым А.В. 23 октября 2019 года.
23 ноября 2019 года Поздняков А.В. подал в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с целью проведения реконструкции принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N.
3 декабря 2019 года департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска Позднякову А.В. выдано Уведомление N 2940 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N по тем основаниям, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённым нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, земельный участок подпадает в границы санитарно-защитной зоны Склад хлора ОАО "Водоканал", расположенного по адресу: "адрес", с I классом опасности на 1000 м (приложением N 10 к Правилам); находится в зоне "П-4" (производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности), где размещение индивидуального жилого дома в данной зоне - не предусмотрено; согласно сведениям проекта планировки и межевания территории (квартала "172" ГО "город Якутск", утверждённого распоряжением от 3 октября 2014 года N 1712р) с изм. от 30 мая 2016 года N 854р, планируемый индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N учтён под склады.
В тоже время, согласно сообщению Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 12 февраля 2020 года за N 14-00-05/60-207-2020, Управлением не вынесено решение об установлении санитарно-защитной зоны в границах территорий кварталов "60, "61", "77", "145", "172" с I классом опасности.
В каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой (реконструируемой) постройки целевому назначению и разрешённому использованию имеющегося земельного участка.
Исходя из положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установленное территориальное зонирование в территориальной зоне "П-4" не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению под существующий индивидуальный жилой дом.
Однако, в силу части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке может быть осуществлены только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований Позднякова А.В, суд первой инстанции сослался на положения Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", пришёл к выводу, что законности оспариваемого уведомления, поскольку спорный земельный участок находится в территориальной зоне "П-4", а также в границах санитарно-защитной зоны I класса опасности, установленной в надлежащем порядке органом местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования в части признания незаконным оспариваемого уведомления, пришёл к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что санитарно-защитная зона, в границах которой расположен земельный участок заявителя, установлена в надлежащем порядке органом местного самоуправления (Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённые нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА), а также, что нахождение спорного земельного участка в территориальной зоне "П-4", под склады, препятствует административному истцу использовать его под индивидуальный жилой дом.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции, поскольку не было установлено в каком техническом состоянии находится дом, требуется ли ему ремонт либо реконструкция, в каких границах планируется реконструкция дома, у административного истца не истребована (в материалах дела отсутствует) проектная документация на реконструкцию дома, а также доказательства того, что дом находится в ветхом состоянии, в связи с чем, проживание в нём угрожает жизни или здоровью административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 176, пунктом 2 части 3 статьи 180 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, в решении должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть изложенное и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в ином составе судей.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.