Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищука Юрия Витальевича к управлению лесами Правительства Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края о признании распоряжения незаконным, изменении оснований увольнения, по кассационной жалобе Грищука Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав пояснение представителя Грищука Ю.В, судебная коллегия
установила:
Грищук Ю.В. обратился в суд с иском к управлению лесами Правительства Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края о признании распоряжения незаконным, изменении оснований увольнения.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителем начальника управления лесами Правительства Хабаровского края. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-рк к нему применено взыскание, предусмотренное статьей 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Он освобожден от замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Служебный контракт расторгнут. Основанием для вынесения Распоряжения послужили: доклад о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, протокол N заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края, назначаемых на должность Губернатором Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами проверки достоверности и полноты сведений о доходах за 2018 год установлено, что им в справке о доходах не указан банковский счет, открытый в ПАО "Росбанк", а также поступившая информация о несоблюдении им требований к служебному поведению, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с замещением должности ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра управления лесами Правительства края его сыном - Г. Конфликта интересов в связи нахождением его сына - Г. на указанной должности не имелось. Занимаемая должность не относится к должности государственной гражданской службы, выполнение его должностных обязанностей не может привести к какой-либо материальной выгоде, каких-либо управленческих решений в отношении Г. им не принималось, ввиду подчинения его непосредственно начальнику своего отдела, также не принимались решения в отношении размера премирования и других поощрений, наказаний, отпусков, направления на повышение квалификации. Просил признать незаконным распоряжение Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-рк "О Грищуке Ю.В.", изменить основания увольнения, указанные в ФИО1 N-рк от ДД.ММ.ГГГГ и трудовой книжке, на расторжение контракта и увольнение с гражданской службы по инициативе гражданского служащего по ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
В судебном заседании истец, его представитель поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в иске отказать.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Грищук Ю.В. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с ч.1 п.1 ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 N79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Из материалов дела и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Грищук Ю.В. назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителем начальника управления лесами Правительства Хабаровского края.
В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника управления лесами для выполнения поставленных задач Грищук Ю.В. курирует деятельность входящих в состав управления лесами отдела лесоуправления и ведения лесного реестра, отдела организации лесных аукционов и контроля за выполнением договорных обязательств; обеспечивает осуществление управлением лесами государственного управления в области использования лесов; контролирует качество подготавливаемых сотрудниками курируемых отделов проектов документов, представляемых на подпись и (или) утверждение заместителю начальника управления, начальнику управления лесами, достоверность содержащейся в проектах документов информации, своевременность подготовки проектов документов; организует оказание управлением лесами в рамках установленной компетенции государственных услуг в области лесных отношений, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и края; организует проведение управлением лесами государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий; организует предоставление управлением лесами в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование (за исключением случаев использования лесов, предусмотренных статьями 44, 45 Лесного кодекса РФ), аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ, статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ"); организует предоставление управлением лесами гражданам в безвозмездное пользование, аренду земельные участки из состава земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ".
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-рк Грищук Ю.Б уволен в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему по п. 1.1. ч.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Основанием к увольнению послужила поверка соблюдения Грищуком Ю.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", проведенная на основании распоряжения губернатора ДД.ММ.ГГГГ в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сын истца Грищук Виталий Юрьевич назначен на должность ведущего эксперта отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах управления лесами Правительства Хабаровского края, а с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра.
В соответствии с пунктом 1.3 должностного регламента, п. 3.2. должностной инструкции ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра управления лесами Правительства края Г. непосредственно подчиняется начальнику отдела лесоуправления и ведения лесного реестра либо лицу, его замещающему, осуществляющий функцию ответственного исполнителя при предоставлении управлением лесами государственных услуг по предоставлению земель лесного фонда.
Грищук Ю.В, согласно должностному регламенту, осуществляет функции государственного управления, в обязанности которого входит обеспечение осуществления управлением лесами государственного управления в области использования лесов (подпункт З.2.1.), которые реализуются путем предоставления государственных услуг: по организации проведения управлением лесами государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий (подпункт 3.2.11.); по организации предоставления управлением лесами в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду (подпункты 3.2.27, 3.2.29.).
Аналогичные государственные услуги (п. 3.2. должностной инструкции) предоставляет сын истца, контроль за качеством предоставления которых осуществляет истец в силу должностных обязанностей.
Согласно п. 1.4. Положения об отделе лесоуправления и ведения лесного реестра, где работает сын Г. отдел в своей деятельности подчиняется начальнику управления и заместителю начальника управления (то есть отцу - Грищуку Ю.В.).
Из справки о наличии (отсутствии) фактов "привилегированности" Г. в сравнении с остальными сотрудниками управления лесами, предоставленной в ходе проведения проверки управлением лесами, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ годах Грищук Ю.В. неоднократно подписывал приказы о выплате премии служащим управления, среди которых премировался его сын - Г. По результатам анализа условий оплаты труда служащих отдела лесоуправления и ведения лесного реестра установлено, что Г. с ДД.ММ.ГГГГ установлен максимальный размер должностного оклада (5541 рубль), а с ДД.ММ.ГГГГ установлена максимальная ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (100 %). С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячного денежного вознаграждения Г. составляет 3, 7 оклада (максимальный размер - 4, 3 оклада). Из числа лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы края (4 сотрудников отдела) только у Г... ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде изначально установлена 100%, в то время как у остальных сотрудников размер надбавки составили 75%.
По заключению комиссии, проводившей проверку, у Грищука Ю.В. имеется конфликт интересов, который мог повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов истцом не приняты, обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов не исполнена.
Согласно Положению о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Хабаровского края, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Хабаровского края в аппарате Губернатора и Правительства Хабаровского края, органах исполнительной власти Хабаровского края, утвержденному постановлением Губернатора края от 18.03.2016 N 30 при возникновении личной заинтересованности в ходе исполнения должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданские служащие обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, составленное по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 37, 59, 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, государственными гражданскими служащими Хабаровского края, утвержденным Постановлением Губернатора края от 19.01.2010 N 4, пришел к выводу о том, что у Грищука Ю.В. при исполнении должностных обязанностей имелся конфликт интересов, поскольку в силу должностного положения он являлся куратором отдела, где должность ведущего специалиста занимал его сын - Г, который находился в его подчинении, меры направленные на урегулирование конфликта интересов истцом не предпринимались.
Суд апелляционной инстанции отклоняя доводы жалобы Грищука Ю.В. о том, что выполнение его сыном должностных обязанностей не привело к непосредственному получению материальной выгоды, указал, что под конфликтом интересов понимается не только реальное получение выгоды, но и потенциальная возможность ее получения, и возможность получения таковых не только государственными служащими, но и лицами, находящимися с ними в близких отношениях.
Приведенные в кассационной жалобе сведения об отсутствии оценки ранее существующей осведомленности работодателя о трудоустройстве Г, сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, несоразмерности примененного взыскания не содержат оснований к отмене судебных постановлений.
В соответствии с ч.3 ст. 59.3 Федерального Закона N79-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 03.08.2018 N307-ФЗ, действующей на момент привлечения истца к дисциплинарной ответственности) взыскания, предусмотренные ст. 59.1 и ст. 59.2 настоящего Федерального Закона, применяются не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее 3 лет со дня его совершения.
Из материалов дела судом установлено, что в отношении Г. функцию работодателя выполняет начальник управления лесами Правительства Хабаровского края, который наделен правом приема и увольнения работников управления.
ДД.ММ.ГГГГ на имя губернатора Хабаровского края поступила докладная записка от и.о. начальника ГУ по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства края о возможном конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей Грищука Ю.В. в связи с работой в подконтрольном ему отделе сына Г.
ДД.ММ.ГГГГ губернатором края принято решение о проведении проверки, к дисциплинарной ответственности Грищук Ю.В. привлечен ДД.ММ.ГГГГ, в пределах предусмотренного законом срока.
Отклоняя доводы истца о том, что он не привлекался к административной и уголовной ответственности, суд исходил из того, что это обстоятельство не имеет правого значения при доказанности совершения дисциплинарного проступка. Иных сведений, которые бы свидетельствовали о несоразмерности дисциплинарной ответственности допущенному проступку доводы жалобы не содержат.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами, что не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.