Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-492/2020) по административному исковому заявлению Абубакирова Д.М. о признании недействующим решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года N 13-114-р "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края", в части правил землепользования и застройки Идринского сельсовета (приложения 1), по апелляционной жалобе председателя Идринского районного совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 18 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения административного истца Абубакирова Д.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, УСТАНОВИЛА:
Абубакиров Д.М. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений) о признании недействующим решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года N 13-114-р "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края" в части правил землепользования и застройки Идринского сельсовета (приложения 1).
В обоснование исковых требований указывает, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Также ему принадлежит семь единиц техники, для хранения которой административный истец частично возвел гараж. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 11 марта 2020 года на Абубакирова Д.М. возложена обязанность демонтировать и снести самовольное строение, расположенное по адресу: "адрес". Считает, что Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета не позволяют на землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, размещать гаражи для хранения собственной техники высотой более трех метров, что ущемляет его право собственности и устанавливает ограничение на осуществление сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, указывает, что правила землепользования и застройки не опубликованы и нарушен порядок их принятия.
Решением Красноярского краевого суда от 18 августа 2020 года административное исковое заявление Абубакирова Д.М. удовлетворено.
На указанное решение председателем Идринского районного Совета депутатов Епифановым В.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить полностью, ссылаясь на то, что истец мог реализовать свое право на выражение своего мнения на публичных слушаниях, которые проводились в с. Идринское, однако, он их проигнорировал. Указывает, что правовые акты Идринского районного Совета депутатов об утверждении Правил землепользования и застройки приняты полномочным представительным органом - Идринским районным Советом депутатов в пределах своей компетенции муниципального образования, с соблюдением требований об официальном опубликовании, установленных Уставом Идринского района.
В своих возражениях административный истец и прокурор, участвовавший в деле, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Абубакиров Д.М. пояснил, что оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Идринского районного Совета депутатов, представитель Главы Идринского района Красноярского края, представитель Идринского сельского совета депутатов не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Решением Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года N 13-114-р "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края" (далее Решение от 20 июня 2017 года N 13-114-р) утверждены, в том числе Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета (приложение N 1).
Как указано в пунктах 1, 3 части 2 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункте 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного акта, утверждение правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительный орган местного самоуправления муниципального района принимает муниципальные правовые акты.
Как следует из статьи 2 Устава Идринского района Красноярского края, принятого решением Идринского районного Совета депутатов от 25 января 1997 года (далее - Устав) муниципальное образование Идринский район имеет статус муниципального района, является, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", самостоятельным муниципальным образованием.
Согласно части 1 статьи 7 Устава Идринский районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящий из 21 депутата, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
В соответствии с пунктом 41 статьи 8 Устава Идринского района Красноярского края к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение правил землепользования и застройки.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
Вопреки выводам краевого суда нарушений при опубликовании оспариваемого нормативного акта не допущено.
Так, согласно пункту 2 Решения от 20 июня 2017 года решение подлежит опубликованию в газете "Идринский вестник", а также подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования Идринский район (www.idra.org.ru).
Решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года N 13-114-р "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края" было опубликовано в газете "Идринский вестник" N 27 от 07 июля 2017 года.
Правила землепользования и застройки были размещены на официальном сайте Идринского района (с 2019 года www.idra-rayon.ru).
Не является нарушением порядка опубликования то обстоятельство, что Правила землепользования и застройки, размещенные на официальном сайте, заархивированы.
Из материалов дела следует, что Абубакиров Д.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Также административному истцу на праве собственности принадлежат транспортные средства: "данные изъяты"
Разрешая требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции установил, что при принятии этого нормативного правового акта были допущены существенные нарушения проведения публичных слушаний.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
31 мая 217 года Главой Идринского района Красноярского края принято постановление N 278-п "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района". Данное постановление содержит информацию о месте и времени проведения публичных слушаний и размещено на официальном сайте администрации Идринского района, опубликовано в газете "Идринский вестник" N 22 от 02 июня 2017 года.
В селе Идринское публичные слушания назначены на 07 июня 2017 года в 15 часов 00 минут.
Пунктом 2.2 данного постановления предусмотрено, что в срок до 13 июня 2017 года необходимо подготовить и обеспечить опубликование в печатном издании и на официальном сайте заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района.
Заключение о проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Идринского сельсовета опубликовано в газете "Идринсий вестник" N 24 от 16 июня 2017 года. Из заключения следует, что публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края признаны состоявшимися.
Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в частности, нарушение сроков проведения публичных слушаний, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно информации, представленной административным ответчиком, земельный участок административного истца находится в функциональной зоне общественно-деловой застройки. Абубакировым Д.М. данное обстоятельство не оспаривается.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Идринского сельсовета, утвержденных оспариваемым Решением, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О1).
Градостроительный регламент для территориальной зоны О1 установлен статьей 41 оспариваемых Правил.
Данной статьей размещение объектов хранения индивидуального транспорта в границах зоны не предусмотрено.
Трехметровая предельная высота объекта хранения индивидуального транспорта предусмотрена статьей 38 Правил землепользования и застройки, устанавливающей градостроительный регламент для жилой зоны личного подсобного хозяйства (Ж 1.1).
При этом указанные положения статьи 38 Правил на земельный участок административного истца не распространяются.
То обстоятельство, что земельный участок, принадлежащий Абубакирову Д.М. на праве собственности, имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", основаниями для признания оспариваемых Правил землепользования и застройки не является.
В соответствии с положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Ссылка административного истца на апелляционное определение Красноярского краевого суда от 11 марта 2020 года, вынесенного по гражданскому делу по искам ФИО12 к Абубакирову Д.М. о возложении обязанности снять с государственного учета объекты недвижимого имущества, признании вновь созданного строения самовольным и возложении обязанности произвести его демонтаж, ФИО13 к Абубакирову Д.М. о признании вновь созданного строения самовольным, возложении обязанности произвести его демонтаж и снос, возложении обязанности использовать земельный участок по целевому назначению, администрации Идринского района к Абубакирову Д.М, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным использования земельного участка не по целевому назначению, возложении обязанности использовать его по целевому назначению, сносе самовольной постройки, возложении обязанности снять с кадастрового учета жилой дом и нежилое здание, подлежит отклонению.
Выводы судебной коллегии, содержащиеся в апелляционном определении, преюдициального значения для разрешения данного административного дела не имеют и не свидетельствуют о противоречии оспариваемого акта положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Идринский районный Совет депутатов, являющийся административным ответчиком по рассматриваемому делу, участия при рассмотрении указанного выше гражданского дела не принимал.
Доводы административного истца о противоречии Правил землепользования и застройки нормам Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", являются необоснованными по указанным выше основаниям.
С учетом изложенных обстоятельств выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не основано на имеющихся в материалах дела доказательствах, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 18 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Абубакирова Д.М. о признании недействующим решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года N 13-114-р "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края", в части правил землепользования и застройки Идринского сельсовета (приложения 1) отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.