Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н.
при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-579/2020 по административному исковому заявлению Смолина А.В. о признании недействующим с момента принятия Решения Абанского сельского Совета депутатов от 26 февраля 2020 года N 42-175Р "О внесении изменений в Устав Абанского сельсовета Абанского района"
по апелляционной жалобе Смолина А.В. на решение Красноярского краевого суда от 17 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Абанского сельского Совета депутатов Абанского района Красноярского края от 13 сентября 2007 года N 23-49 принят Устав Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края (далее также - Устав), в который в 2008, 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019 годах вносились изменения.
Решением Абанского сельского Совета депутатов от 26 февраля 2020 года N42-175Р "О внесении изменений в Устав Абанского сельсовета Абанского района" (далее - Решение от 26 февраля 2020 года N 42-175Р) также приняты изменения в Устав Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края, а именно:
пункт 1 статьи 6 изложен в редакции - "Абанский сельский Совет депутатов (далее - Совет депутатов, Совет) - представительный орган муниципального образования, состоящий из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет";
статья 20 изложена в редакции: "Статья 20. Совет депутатов сельсовета 1. Совет депутатов сельсовета (далее - Совет) - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета. 2. Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на основе мажоритарной избирательной системы по многомандатным избирательным округам (два многомандатных округа по пять депутатов на каждом) при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет. 3. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. 4. Депутатом Совета может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, обладающий избирательным правом. 5. Порядок и организация работы Совета регулируются Регламентом Совета, утверждаемым решением Совета".
Решение от 26 февраля 2020 года N 42-175Р подписано председателем Абанского сельского Совета депутатов, главой Абанского сельсовета и опубликовано 27 марта 2020 года в периодическом печатном издании "Красное Знамя" N 13.
Смолин А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, просил суд признать недействующим с момента принятия Решение от 26 февраля 2020 года N 42-175Р, указывая, что оно принято с нарушением порядка и процедуры его принятия, нарушены его права на осуществление местного самоуправления. Так, в нарушение статьи 28, пункта 1 статьи 34, пунктов 1, 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) публичные слушания проведены администрацией Абанского сельсовета, а не главой Абанского сельсовета, то есть не уполномоченным лицом. В постановлении администрации Абанского сельсовета Абанского района N3 от 21 января 2020 года о проведении публичных слушаний не указано кто является председателем и секретарем публичных слушаний. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка учета предложений по проекту Устава, утвержденного решением Абанского сельского Совета депутатов от 27 февраля 2017 года N 14-65Р, предложения об изменениях и дополнениях к проекту изменений в Устав должны быть внесены в течение 20 дней с момента опубликования проекта, в данном случае с 24 января 2020 года по 14 февраля 2020 года, однако публичные слушания были проведены 04 февраля 2020 года. В печатном издании о порядке предложения об изменениях и дополнениях к проекту изменений в Устав неправильно указано название вместо Устав Абанского сельсовета Абанского района указано Устав п.Абан. Публичные слушания проводились не в приспособленном помещении, все желающие не попали, в голосовании участвовали жители других населенных пунктов, председатель и секретарь не избирались и не назначались. Согласно протокола публичных слушаний, голосование прошло не по вопросам, указанным в проекте решения.
Вопроса о внесении изменений в статью 6 Устава в проекте решения не было, и такой вопрос на слушаниях не обсуждался. В протоколе отсутствуют данные о количестве проголосовавших "за" и "против", соответственно невозможно установить волеизъявление присутствующих.
Решением Красноярского краевого суда от 17 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Смолин А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, указывая, что судом первой инстанции неверно применены нормы Федерального закона N 131-ФЗ и местного законодательства.
Министерством юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю, прокурором, участвующим в деле, на апелляционную жалобу поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленной форме, опубликован, действующему законодательству не противоречит. Публичные слушания проведены без существенных нарушений, которые бы свидетельствовали о нарушении прав жителей Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в силу следующего.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ).
Исходя из положений части 1, пункта 1 части 3, части 4 статьи 28, части 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ, части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
Как предусмотрено частью 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального правового акта подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 36 Федерального закона N131-ФЗ, пункта 2 статьи 6 Устава глава Абанского сельсовета является уполномоченным должностным лицом на принятие решения о проведении публичных слушаний.
Проект решения "О внесении изменений в Устав Абанского сельсовета Абанского района" опубликован с соблюдением сроков, установленных статьями 28, 44 Федерального закона N131-ФЗ, статьей 39 Устава.
Так, из материалов дела следует, что в целях оптимизации численного состава и избирательной системы представительных органов власти местного самоуправления, постановлением главы Абанского сельсовета от 21 января 2020 года N 3 принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждению учета предложений по проекту решения "О внесении изменений в Устав Абанского сельсовета Абанского района Красноярского края". Публичные слушания назначены на 04 февраля 2020 года в 10-00 часов по адресу: "адрес" в здании администрации Абанского сельсовета.
Постановление от 21 января 2020 года N 3 совместно с Порядком учета предложений по проекту Устава п.Абан, проекту решения Абанского сельского Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав п.Абан, опубликованы в газете "Красное Знамя" от 24 января 2020 года N4 и на официальном сайте МО Абанский сельсовет, соответственно жители Абанского сельсовета заблаговременно, не позднее чем за 10 дней до даты проведения, были извещены о проведении публичных слушаний.
На состоявшихся 04 февраля 2020 года публичных слушаниях обсужден проект решения о внесении изменений в Устав, информация об итогах проведенных слушаний опубликована в газете "Красное Знамя" от 07 февраля 2020 года N 6.
Судом в решении дана оценка доводам административного истца о несоблюдении срока для подачи предложений, установленного решением Абанского сельского Совета депутатов Абанского района от 27 февраля 2017 года. Суд верно в решении указал на отсутствие нарушений и препятствий для жителей муниципального образования представить свои предложения по рассматриваемому вопросу.
Доводы административного истца относительно изменений внесенных в статью 6 Устава, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Изменения, внесенные в статью 6 Устава, соответствуют изменениям, которые внесены в статью 20 Устава.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смолина А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.И. Захаров
С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.