Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери по доверенности Цимбал Марии Александровны на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации г. Твери к прокуратуре Пролетарского района г. Твери о признании недействительным представления N12.1б-2019 от 26 февраля 2019 года (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-361/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, возражения представителя прокуратуры по доверенности Лазаревой Е.И, установила:
администрация города Твери обратилась в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Пролетарского района города Твери о признании недействительным представления N 12.1б-2019 от 26 февраля 2019 года.
В обоснование требований истец указывал на то, что представление является незаконным, так как в нем не указано, какие необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. Представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери, тогда как Администрацию города Твери, в соответствии с Уставом, возглавляет Глава города Твери. Администрация города Твери не осуществляет расчет, и начисление платы за наем для граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях по договорам социального найма. Для освобождения данной категории от оплаты, Законом Тверской области должен быть установлен порядок признания граждан малоимущими вне зависимости от дальнейшей реализации малоимущими гражданами права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и/или освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) администрацией направлены предложения о внесении в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года N 113-30 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" соответствующих изменений. Постоянным комитетом по вопросам развития городской инфраструктуры Тверской городской Думы 26 марта 2019 года принято решение о внесении органами местного самоуправления города Твери в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проекта по изменению Закона в порядке статьи 100 Устава Тверской области.
Полагает, что прокуратурой Пролетарского района города Твери при вынесении представления не были в должной мере проанализированы требования действующего законодательства, регламентирующие жилищные правоотношения, данное представление является неконкретным, не исполнимым.
Решением Пролетарского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года исковые требования административного истца были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04 сентября 2019 года, решение Пролетарского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации города Твери отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2019 года апелляционное определение от 04 сентября 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 05 февраля 2020 года решение Пролетарского районного суда г.Твери от 29 мая 2019 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Пролетарского районного суда г. Твери от 16 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований администрации города Твери отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 июня 2020 года, решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 декабря 2020 года, административный истец ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поручения прокуратуры Тверской области от 7 февраля 2019 года N 7-294-2011/11791 прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка доводов обращения Полетаевой Н.А, поступившего на личном приеме в приемной Президента Российской Федерации в Тверской области.
Согласно ответу начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 22 февраля 2019 года N 28/721-й в целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими и занимающих муниципальные жилые помещения по договорам социального найма, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение изменений в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года N 113-30 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда".
По результатам указанной проверки прокурором Пролетарского района города Твери в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В. внесено представление от 26 февраля 2019 N 12.16-2019, в котором прокурор требует безотлагательно принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а также недопущению их впредь; рассмотреть настоящее представление в месячный срок с момента его получения с участием представителя прокуратуры, о дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в предусмотренный законом месячный срок в прокуратуру района в письменном виде.
Как следует из представления, в ходе проверки установлено, что 09 сентября 2015 года между МКУ г.Твери "УМЖФ" и Полетаевой Н.А. заключен договор найма N 262/15, в соответствии с которым Полетаева Н.А. является нанимателем комнат N N "адрес". Совместно с нанимателем в жилом помещении имеют право проживать "данные изъяты"
Полетаева Н.А. с составом семьи из трех человек: "данные изъяты" состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Пролетарского района г. Твери с 21 июня 2001 года. Приказом администрации Пролетарского района г. Твери от 22 июля 2016 года N 142-р их семья признана малоимущей с подтверждением соответствующего статуса.
В представлении со ссылкой на положения части 9 статьи 156, часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", указано, что Жилищным кодексом Российской Федерации установлена обязанность освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими. При этом данная обязанность не поставлена в зависимость от принятия субъектом Российской Федерации нормативно-правового акта, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Кроме того, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды проанализировав положения статей 1, 5, 10, 21, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статей 12-14, 49, 156 ЖК РФ, Законом Тверской области от 27 сентября 2005 года N113-30, статьями 38, 41, 57 Устава г.Твери, исходили из того, что оспариваемое представление вынесено прокурором в пределах его полномочий и при наличии к тому законных оснований, в адрес надлежащего лица, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении прав малоимущих граждан, соответствует критерию исполнимости, факта нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении дела судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушения норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
На основании статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, в том числе и путем вынесения представления в адрес лица, допускающего нарушения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О прокуратуре" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Администрацией города Твери, в соответствии с определенными Уставом города полномочиями приняты постановление от 23 января 2019 года N 38 "Об утверждении положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери" и постановление от 23 января 2019 года N 43 "Об установлении базового размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери".
В соответствии с частью 9 статьи 156 ЖК РФ граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (часть 9 статьи 156 ЖК РФ).
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.
В связи с этим, суды правомерно указали, что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, должно производиться в силу прямого указания закона (части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Граждане, о нарушении прав которых указано в оспариваемом представлении, уже признаны малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма в соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Признание граждан малоимущими в целях их освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, следовательно, утверждение администрации г.Твери о необходимости принятия отдельного нормативного правового акта субъектом Российской Федерации по данному вопросу основано на ошибочном толковании положений закона.
При таких обстоятельствах, у прокурора имелись законные основания для вынесения оспариваемого представления.
Доводы кассационной жалобы административного истца повторяют его позицию, изложенную в административном исковом заявлении, всем доводам судами обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой нет оснований.
Доводов опровергающих выводы судов кассационная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери по доверенности Цимбал Марии Александровны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.