Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войта И.В, Агафоновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сафарова Саидмурода Муродалиевича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 августа 2020 года по административному делу по административному иску Сафарова Саидмурода Муродалиевича к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, его отмене (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-364/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
Сафаров С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации N7791-рн от 7 декабря 2019 года о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, отмене распоряжения, обязании исключить из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации запрещен.
В обоснование заявленных требований истец указал, что оспариваемое решение нарушает его права, ссылаясь на тесную связь с Российской Федерацией, с 2019 года он состоит в зарегистрированном браке с гражданкой России ФИО5, с которой планирует завести ребенка, поэтому оспариваемое распоряжение нарушает его права, предусмотренные положениями статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод, судимость погашена.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 августа 2020 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 20 октября 2020 года, истец ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушения судами норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами были допущены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 декабря 2019 года Минюст России принял распоряжение N7791-рн о нежелательности пребывания Сафарова С.М, гражданина "данные изъяты", в Российской Федерации.
Основанием для принятия распоряжения явилось осуждение Сафарова С.М. по приговору Перовского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ по пункту "в" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что оспариваемые распоряжение Минюста России принято уполномоченными органом, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца не представлено, оспариваемые решение и распоряжение оправданы насущной социальной необходимостью, баланс публичных и частных интересов органами государственной власти соблюден, безопасность других лиц в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у Сафарова С.М. семейных связей на территории России.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Сафаров С.М. являющийся гражданином "данные изъяты", пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (действовала на момент принятия оспариваемого распоряжения), положениями которой установлено, что на основе представленных документов Минюст России выносит распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина с обязательным указанием в нем срока, в течение которого пребывание данного лица на территории Российской Федерации признается нежелательным.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии у Министерства юстиции Российской Федерации законных оснований для принятия в отношении Сафарова С.М. распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации. Они основаны на правильном применении норм материального права с учетом фактических обстоятельств дела.
Суды правомерно указали, что факт регистрации брака истца с гражданкой Российской Федерации в данном случае не может повлечь признание незаконным оспариваемого распоряжения.
Между тем, при принятии судебных актов не было учтено, что вопреки приведенным выше нормам в оспариваемом распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации не указан срок, на который пребывание (проживание) Сафарова С.М. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), то есть фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в Российской Федерации признано нежелательным бессрочно, и выводы судов о ненарушении прав истца на личную и семейную жизнь в указанной части нельзя признать правильными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение районного суда и апелляционного определения в части с принятием нового решения о признании незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации в части не указания срока нежелательности пребывания, в остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 августа 2020 года отменить в части с принятием нового решения.
Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации N7791-рн от 07 декабря 2019 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина Сафарова Саидмурода Муродалиевича в части не указания срока нежелательности пребывания.
В остальной части решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.