Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войта И.В, Агафоновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 09 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 07 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к департаменту образования и науки Костромской области, главному специалисту - эксперту отдела сопровождения проектов (программ), правового, кадрового и информационного обеспечения департамента образования и науки Костромской области Гарамовой Татьяне Николаевне о признании бездействия незаконным (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1270/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее также Общественное движение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту образования и науки Костромской области (далее также Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков направления ответа на обращение объединения граждан.
В обоснование требований указано, что 09 марта 2020 года Общественное движение направило в адрес Департамента обращение, в котором просило обеспечить участие не менее 100 человек целевой группы населения в просветительском инклюзивном мероприятии "Военный заем 1942-1945", которое проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона в рамках властно-административных отношений. Административный ответчик в установленный статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок ответ не направил, чем нарушил права, свободы и законные интересы граждан-благотворителей и добровольцев, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, на проведение профориентационных мероприятий и обеспечение реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, на получение благотворительной помощи.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 09 июля 2020 года в удовлетворении искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 07 октября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Костромы от 09 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 30 ноября 2020 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушения судами норм материального права.
Выслушав административного истца, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 09 марта 2020 года Общественное движение направило в Департамент обращение, в котором со ссылкой на Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 15 января 2020 года, Предложения добровольческих (волонтерских) организаций в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы" сообщило о том, что проводит на платформе УРФИНГРАМ на условиях межсекторного партнерства благотворительное просветительское мероприятие "Военный заем 1942-1945", и просило обеспечить участие в данном мероприятии согласно приложенному к обращению расписанию не менее 100 человек из числа лиц, относящихся к обозначенным в обращении целевым группам населения.
08 мая 2020 года Департамент в адрес представителя Общественного движения Королева Ю.В. направил ответ N 3740, в котором сообщил, что информация о мероприятии направлена в муниципальные органы управления образованием и государственные общеобразовательные организации, и что последние при принятии решения об участии в нем заявки будут направлять самостоятельно.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Под бездействием следует понимать неисполнение государственным органом (должностным лицом) обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми или иными актами, определяющими полномочия этого лицо.
Суды обеих инстанций, отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что ответ на обращение Общественного движения Департаментом дан, поэтому право истца на получение ответа на день рассмотрения административного иска восстановлено, а само по себе нарушение ответчиком срока направления ответа на обращение достаточным основанием для удовлетворения административного иска не является, так как доказательств того, что вследствие несвоевременного направления ответа у административного истца либо иных лиц возникли негативные последствия, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным доказательствам.
Суды с учетом приведенных выше положений закона, правомерно отказали истцу в иске, поскольку ответ на обращение Департаментом истцу дан, факт нарушения прав и законных интересов Общества в связи с нарушением срока направления ответа при рассмотрении дела не установлен.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы судов.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам, определила:
решение Ленинского районного суда г. Костромы от 09 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 07 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.