Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Насыпаловой Жанны Валерьевны на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 05 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 09 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N1 по Смоленской области к Насыпаловой Жанне Валерьевне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-319/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
межрайонная ИФНС России N 1 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявление к Насыпаловой Ж.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 16 038 рублей и пени 226 рублей 13 копеек, указав, что последняя, являясь собственником транспортного средства - объекта налогообложения, в установленные действующим законодательством сроки не исполняет обязанность по уплате транспортного налога за 2017 года, что и привело к образованию недоимки.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 05 марта 2020 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 1 по Смоленской области удовлетворено, постановлено взыскать с Насыпаловой Ж.В. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 16 038 рублей и пени на данную сумму в размере 226 рублей 13 копеек; взыскать с Насыпаловой Ж.В. в доход государства государственную пошлину в сумме 650 рублей 57 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 09 июня 2020 года решение районного суда изменено, указано на взыскание с Насыровой Ж.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 650 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 ноября 2020 года, административный ответчик ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с принятием нового решения. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует и установлено судами, что налоговым органом Насыпаповой Ж.В. за 2017 год исчислен транспортный налог за принадлежащий ей автомобиль "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, который был включен в налоговое уведомление N 53037727 от 29 августа 2018 года, направленное в адрес Насыпаловой Ж.В. посредством почтовой связи.
В связи с неисполнением Насыпаловой Ж.В. обязанности по уплате налога налоговым органом сформировано требование N 867 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по уплате недоимки и пени по указанному налогу в срок до 11 марта 2019 года.
В указанный срок требование налогового органа административным ответчиком не исполнено.
28 августа 2019 года мировым судьей судебного участка N 55 в муниципальном образовании "Рославльский район" Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с Насыпаловой Ж.В. задолженности по уплате транспортного налога, пени, который 13 сентября 2019 года определением и.о. мирового судьи судебного участка N 55 в муниципальном образовании "Рославльский район" Смоленской области мировой судья судебного участка N 21 в муниципальном образовании "Рославльский район" Смоленской области, отменен.
Районный суд, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 23, 356, 357, 45, 48, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что Насыпалова Ж.В. являвшаяся собственником транспортного средства, которое было зарегистрировано за ней с 04 декабря 2012 года в установленном порядке, не выполнила в срок обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, проверив правильность расчета налога и пени, соблюдение процедуры обращения налогового органа в суд, пришел к правомерному выводу об удовлетворении административного искового заявления о взыскании недоимки по налогу и пени.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, изменив решение в части взыскания государственной пошлины с ответчика.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального закона, фактических обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения является в том числе имущество, под которым в Налоговом кодексе Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 38 названного выше кодекса).
Гражданский кодекс Российской Федерации к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (пункт 1 статьи 128 и пункт 2 статьи 130).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 38 названного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом признаются наряду с другим движимым имуществом транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 357 упомянутого выше кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Вопросы уплаты транспортного налога урегулированы на территории Смоленской области Законом Смоленской области от 27 ноября 2002 года N 87-З "О транспортном налоге".
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Предельный срок уплаты транспортного налога- не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим соответствующим налоговому периоду (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговое уведомление направленное Насыпаловой Ж.В. в 218 году могло содержать суммы исчисленного транспортного налога за 2017 год.
Требование об уплате налога ей было направлено налоговым органом в пределах трехмесячного срока установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, который исчисляется с момента выявления недоимки - 06 декабря 2018 года.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ был отменен мировым судьей 13 сентября 2019 года, налоговый орган обратился в суд административным иском в суд 13 февраля 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы о нарушении налоговым органом процедуры взыскания недоимки и нарушении срока обращения суд несостоятельными. Они основаны на ошибочном толковании положений закона и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Размер начисленного налога и пени ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался и не опровергнут.
Доводы ответчика о неизвещении о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции опровергаются материалами дела.
Так, Насыпаловой Ж.В. судом 20 февраля 2020 года направлялось судебное извещение о судебном заседании 05 марта 2020 года, которое ею получено согласно почтовому уведомления 03 марта 2020 года.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, определений по делу не установлено.
Руководствуюсь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рославльского городского суда Смоленской области от 05 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 09 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Насыпаловой Жанны Валерьевны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.