Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Денисова Ю.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица - начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию Романовой Елены Александровны (поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Десногорского городского суда Смоленской области от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Киселева А.Г. к администрации муниципального образования город Десногорск Смоленской области о восстановлении в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Киселев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области о восстановлении в списке ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований Киселевым А.Г. указывалось, что на основании постановления администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий. Постановлением администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец был исключен из списка ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку удостоверение ветерана боевых действий было выдано ему ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение Киселев А.Г. полагал незаконным, ссылаясь на то, что как на момент его постановки на учет, так и момент принятия оспариваемого решения, он являлся ветераном боевых действий, что подтверждалось военным билетом и справкой о времени участия в боевых действиях.
Решением Десногорского городского суда Смоленской области от 9 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 года, на администрацию муниципального образования "г. Десногорск" Смоленской области возложена обязанность восстановить Киселева А.Г. в списке ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ (даты первичной постановки заявителя на учет).
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель заинтересованного лица - начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию Романова Е.А. ставит вопрос об отмене решения Десногорского городского суда Смоленской области от 9 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что по делу судами нижестоящих судебных инстанций неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовноисполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005 г, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а т...
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1.01.1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.12.2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена Приказом от 7.05.2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Киселев А.Г. в периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории "данные изъяты".
Данные обстоятельства подтверждаются справкой войсковой части N и копией военного билета N от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных Киселевым А.Г. документов следует, что на момент подачи заявления и в настоящее время он был зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: "адрес", общежитие N, койко-место.
Иного жилого помещения не имеет.
Киселев А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО6, имеет "данные изъяты" несовершеннолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения и сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Киселев А.Г. обратился в администрацию муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области с заявлением о постановке его на очередь по улучшению жилищных условий составом семьи "данные изъяты" человека.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Киселев А.Г. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи "данные изъяты" человека.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Киселев А.Г. исключен из списка ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку удостоверение ветерана боевых действий ему было выдано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после указанной даты.
При этом Киселев А.Г. включен в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории МО "г. Десногорск" и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит под N.
Разрешая возникший административный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности Киселевым А.Г. наличия у него права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ он являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времен выдачи удостоверения.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда, указав, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Киселев А.Г. обратился в ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которое в тот период не оформлялось, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, выводы суда первой инстанций о наличии у административного истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Киселев А.Г. статусу ветерана боевых действий соответствует, что в дальнейшем было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Десногорского городского суда Смоленской области от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заинтересованного лица - начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию Романовой Елены Александровны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 10 февраля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.