Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Васева А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмелева Виталия Владимировича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, включении некоторых периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-138/2020)
по кассационной жалобе Хмелева Виталия Владимировича на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 июня 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 17 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Хмелева Виталия Владимировича, поддержавшего доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хмелев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Петушинском районе, пенсионный орган), в котором с учетом уточнений исковых требований просил включить в страховой (общий) стаж периоды работы: с 11.04.1980 по 07.07.1980 в должности механика в Макинском ДЭУ N 50; с 27.08.1980 по 29.01.1981 в должности контрольного мастера, мастера по ремонту реммастерской Урджарской Райсельхозтехники; с 02.02.1981 по 29.07.1982 в должности инженера по охране труда и ТБ на Урджарском комбинате хлебопродуктов; с 10.08.1982 по 01.09.1983 в должности главного механика по ремонту Урджарского УПП КОС; включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 01.09.1995 по 31.12.1995 в должности слесаря-моториста АО "Семей комирлери" Семипалатинского горнодобывающего предприятия "Каратас"; с 01.01.1996 по 06.05.1999 в должности машиниста экскаватора АО "Семей комирлери" Семипалатинского горнодобывающего предприятия "Каратас"; с 07.05.1999 по 09.11.1999 в должности электромонтера ОАО "Семей"; с 10.11.1999 по 28.12.1999 в должности помощника машиниста экскаватора ОАО "Семей"; с 13.10.1999 по 16.03.2002 в должности машиниста экскаватора ТОО ГРК "Андас-Алтын"; с 01.02.2002 по 15.07.2002 в должности машиниста экскаватора ЗАО ГК "Алтын-Тобе"; признать за ним право на досрочную пенсию и назначить ему пенсию досрочно с даты обращения с заявлением с 30.05.2019 г.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в назначении которой ему неправомерно было отказано решением от 12.09.2019 N 190045 в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Кроме того, пенсионным органом необоснованно исключены периоды работы из общего страхового стажа.
Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 17 сентября 2020 года постановлено: "Исковые требования Хмелева Виталия Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, включении некоторых периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области (межрайонное) включить в общий страховой стаж Хмелева Виталия Владимировича следующие периоды его трудовой деятельности: с 11.04.1980 по 07.07.1980 - в должности механика в Макинском ДЭУ N50; с 27.08.1980 по 29.01.1981 - в должности контрольного мастера и мастера по ремонту реммастерской Урджарской Райсельхозтехники; с 02.02.1981 по 29.07.1982 - в должности инженера по охране труда и технике безопасности на Урджарском комбинате хлебопродуктов; с 10.08.1982 по 01.09.1983 в должности главного механика по ремонту Урджарского УПП КОС. В остальной части требований отказать".
В кассационной жалобе Хмелев В.В.выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.09.1995 Хмелев В.В. осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Казахстан.
30.05.2019 Хмелев В.В, 8 января 1960 года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в Петушинском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда).
Решением ГУ УПФ РФ в Петушинском районе от 12.09.2019 N 190045 Хмелеву В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В соответствии с записями в трудовой книжке Хмелева В.В.:
01.09.1995 принят слесарем мотористом по 3 разряду временно по срочному трудовому договору в АК "Семей комирлери" г. Семипалатинска Горнодобывающее предприятие "Каратас";
01.11.1995 переведен на постоянное место работы слесарем ремонтником по 3 разряду;
01.01.1996 переведен помощником машиниста экскаватора по 5 разряду;
07.05.1999 переведен электромонтером п. Балапан;
10.11.1999 переведен помощником машиниста экскаватора по 5 разряду;
28.12.1999 уволен по собственному желанию;
13.10.1999 принят машинистом экскаватора Демаг по контракту на рудник "Мукур" в ТОО "Горнорудная компания "Андас-Алтын" г. Семипалатинска;
16.03.2002 уволен;
01.02.2002 принят машинистом экскаватора ЭО 5124 Базового Модуля в ЗАО "Горнорудная компания "Алтын-Тобе" г. Семипалатинска;
16.07.2002 уволен в связи с расторжением индивидуального трудового договора.
В специальный стаж Хмелеву В.В. пенсионный орган не засчитал периоды его работы: с 01.09.1995 по 31.12.1995 в должности слесаря- моториста; с 01.01.1996 по 06.05.1999 в должности помощника машиниста экскаватора; с 07.05.1999 по 09.11.1999 в должности электромонтера; с 10.11.1999 по 28.12.1999 в должности помощника машиниста экскаватора в АО "Семей комирлери" Семипалатинского горнодобывающего предприятия "Каратас"; с 13.10.1999 по 16.03.2002 и с 01.02.2002 по 15.07.2002 должности машиниста экскаватора в ТОО ГРК "Андас-Алтын", поскольку отсутствуют сведения, в каких условиях проходил процесс добычи полезных ископаемых и каких ископаемых; не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение; должности не предусмотрены Списком N 2, имеет место занятость на смежных должностях, не подтвержден факт уплаты страховых взносов за период с 01.01.2002 по 16.03.2002. Кроме того указано, что с 01.01.1998 в Республике Казахстан отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по Спискам N 1 и N 2. С 01.01.2000 в Республике Казахстан вступил в силу Закон от 13.07.1999 N 414 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и отрытых горных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда".
ГУ УПФ РФ в Петушинском районе в специальный стаж Хмелева В.В. зачтено 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Суд первой инстанции пришел к выводу о включении в общий страховой стаж Хмелева Виталия Владимировича следующих периодов его трудовой деятельности: с 11.04.1980 по 07.07.1980 - в должности механика в Макинском ДЭУ N50; с 27.08.1980 по 29.01.1981 - в должности контрольного мастера и мастера по ремонту реммастерской Урджарской Райсельхозтехники; с 02.02.1981 по 29.07.1982 - в должности инженера по охране труда и технике безопасности на Урджарском комбинате хлебопродуктов; с 10.08.1982 по 01.09.1983 в должности главного механика по ремонту Урджарского УПП КОС.
В этой части решение суда и апелляционное определение сторонами не обжалованы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хмелева В.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов его работы, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ни работодателем, ни архивными документами не подтверждена работа истца в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях труда, соответствующих требованиям Списка N 2, а периоды работы с 01.01.1998 не подлежат включению в специальный стаж в связи с отменой на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 5 названного выше Соглашения определена сфера действия Соглашения, которая предусматривает распространение на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии с Соглашением "О создании Содружества Независимых Государств" от 8 декабря 1991 г, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, поэтому из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений либо дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников названного Соглашения, за иной период, в Соглашение не вносилось.
Между тем, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5 названных Рекомендаций).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26.01.1991 N 10);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В Списке N 2 от 26.01.1991 N 10, подлежащего применению к спорным периодам работы Хмелева В.В, в разделе 1 "Горные работы" (20100000) "Добыча открытым способом угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, баратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, алмазов, мрамора, гранита, андезита, мела, драгоценных и цветных металлов из песков, диабаза, гранодиорита, базальта, песчаника, янтаря, слюды, асбеста, соли и других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1-2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности", предусмотрены должности машинисты экскаваторов (код позиции 2010100а-14388) и электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования (код позиции 2010100а-19931).
Должности "слесарь-моторист", "слесарь ремонтник" и "помощник машиниста экскаватора", "электромонтер" в указанном Списке не поименованы.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют, в том числе, машинисты экскаваторов и электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, занятые в добыче открытым способом драгоценных и цветных металлов из песков, содержащих вредные вещества 1-2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно пункту 2 которого работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению в соответствии с настоящим порядком.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций в качестве доказательств, подтверждающих стаж работы в связи с тяжелыми условиями труда на территории Республики Казахстан, истцом представлены копии архивных справок от 13.03.2019 N 3151/08-02/3183, от 10.07.2019 N 8908/08-02/8962, от 29.02.2016 N 1148 (Х-3), выданные Коммунальным государственным учреждением "Центр документации новейшей истории" управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области, содержащие сведения о периодах работы Хмелева В.В. с 01.09.1995 по 16.07.2002 в АО "Семей комирлери" г. Семипалатинска Горнодобывающее предприятие "Каратас", в ТОО "Горнорудная компания "Андас-Алтын" г. Семипалатинска, ЗАО "Горнорудная компания "Алтын-Тобе" г. Семипалатинска, а также сведения о начислении заработной платы.
Между тем, в указанных архивных справках содержатся сведения о периодах трудовой деятельности Хмелева В.В. в определенной должности и организациях. Данные о характере и условиях выполняемой истцом работы, о его занятости в течение полного рабочего дня на добыче открытым способом драгоценных и цветных металлов из песков, содержащих вредные вещества 1 - 2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности, отсутствуют.
Кроме того, периоды работы истца в должности "слесарь-моторист", "слесарь ремонтник" и "помощник машиниста экскаватора", "электромонтер" в Списке N 2 от 26.01.1991 N 10 не поименованы.
Компетентным органом Республики Казахстан не подтвержден факт уплаты после 1 января 2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, а также право истца на государственное специальное пособие в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 N 414 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и отрытых горных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда".
Учитывая, что вышеприведенными нормами закона предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а содержащимися в трудовой книжке и архивных справках сведениями льготный характер работы истца в спорные периоды не подтвержден, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Хмелева В.В. спорных периодов его работы и о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 июня 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хмелева Виталия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.