1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Постникова В.Н. и Кислова Д.Н., при секретаре судебного заседания Валюке И.В. рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Беркутовой И.В. на решение 224 гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 года по административному иску "данные изъяты" Клемашова Дмитрия Владимировича об оспаривании бездействия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") по включению его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения административного истца Клемашова Д.В, поддержавшего доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Клемашов, проходящий военную службу по контракту на воинской должности слушателя "данные изъяты" оспорил бездействие ФГКУ "Западрегионжилье" по включению его в список на предоставление служебных жилых помещений.
В качестве способа восстановления своих прав он просил суд обязать жилищный орган включить его в указанный список с даты подачи соответствующего заявления и направить ему об этом уведомление, необходимое для получения компенсации за поднаем жилья.
Решением 224 гарнизонного военного суда административный иск был удовлетворен. Суд пришел к выводу, что длительное противоправное бездействие жилищного органа подлежит пресечению путем возложения на этот орган обязанности по включению Клемашова в требуемый список с даты подачи заявления, с направлением уведомления истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Беркутова И.В. выражает несогласие с решением ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Она указывает, что Клемашов относится к категории военнослужащих, которые во внеочередном порядке обеспечиваются исключительно жилыми помещениями в общежитии в соответствии с планом размещения военнослужащих переменного состава ВУНЦ, о чем ему неоднократно направлялись письменные разъяснения.
В связи с тем, что предназначавшиеся Клемашову в плане размещения комнаты в общежитии были заняты, ему распределялись другие комнаты в том же общежитии, от которых он отказался, ссылаясь на то, что они находятся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии либо уже заселены.
Между тем, ответчик представил суду документы, выданные организацией, осуществляющей заселение и освобождение общежития, которые подтверждают, что комнаты, распределенные Клемашову, в момент распределения были свободны и находились в пригодном для использования состоянии. Эти документы надлежащей оценки не получили.
Кроме того, суд ошибочно признал наличие у ФГКУ "Западрегионжилье" обязанности по включению Клемашова в список нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями без учета указаний Министра обороны РФ от 8 марта 2013 года N и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 31 мая 2016 года N, от 5 октября 2017 года N, изданных в развитие приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Согласно пункту 5 указанной Инструкции целью ведения списка нуждающихся в служебных жилых помещениях является обеспечение такими жилыми помещениями в порядке очередности, в то время как указаниями Министра обороны РФ предусмотрено внеочередное обеспечение военнослужащих, относящихся к переменному составу военно-учебных заведений, исключительно общежитием.
Учитывая, что ФГКУ "Западрегионжилье" совершены все необходимые действия по внеочередному обеспечению Клемашова общежитием, при отсутствии обязанности по включению его в список на предоставление служебного жилого помещения, оспариваемого бездействия ответчиком не допущено.
В возражениях на апелляционную жалобу Клемашов утверждает, что ответчик на протяжении 14 месяцев не обеспечил его пригодным для проживания жилым помещением в общежитии, а также ссылается на имеющиеся в материалах дела уведомления в отношении других слушателей ВУНЦ, которые включены в список на предоставление служебных жилых помещений, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено и усматривается из его материалов, что Клемашов, относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых в течение всего периода службы служебным жилым помещением, с сентября 2019 года проходит обучение в ВУНЦ ("данные изъяты") по военной образовательной программе высшего образования на воинской должности "данные изъяты" и относится к переменному составу военно-учебного заведения.
Согласно плану заселения военнослужащих "данные изъяты", прибывших на обучение с 1 сентября 2019 года, Клемашову на состав семьи из 4 человек на период обучения до 26 июня 2021 года планировались к распределению комнаты "данные изъяты"
Данный план заселения, составленный в ВУНЦ, поступил в ФГКУ "Западрегионжилье" 7 августа 2019 года, а письмом от 21 августа 2019 года указанный жилищный орган уведомил ВУНЦ, что специализированные жилые помещения закреплены за военнослужащими переменного состава в соответствии с представленными предложениями (т.1 л.д. 120-125).
Между тем комната N, спланированная к распределению Клемашову, решением ФГКУ "Западрегионжилье" от 11 октября 2019 года была предоставлена другому военнослужащему (т.1 л.д. 196).
17 октября 2019 года Клемашов направил в ФГКУ "Западрегионжилье" заявление о предоставлении служебного жилого помещения с приложенным к нему комплектом документов, на которое получил письменный ответ от 19 ноября 2019 года о том, что его заявление рассмотрено, но военнослужащие переменного состава военно-учебных заведений обеспечиваются во внеочередном порядке исключительно жилыми помещениями в общежитиях, в связи с чем ему предлагается комната N в общежитии.
16 декабря 2019 года Клемашов направил в ФГКУ "Западрегионжилье" отказ от предложенной комнаты с приложением акта её осмотра от 14 декабря 2019 года с участием заведующего общежитием, с заключением о непригодности комнаты к проживанию, приложением фотографий комнаты и просил выслать уведомление о признании нуждающимся в служебном жилом помещении.
7 апреля и 11 июня 2020 года ФГКУ "Западрегионжилье" направляло Клемашову сообщения о предложении комнат в общежитии N, от которых тот отказался, представив акты осмотра этих комнат с участием заведующего общежитием от 22 апреля и от 14 августа 2020 года с приложением фотографий и повторной просьбой направить уведомление о признании нуждающимся в служебном жилом помещении.
Согласно указанным актам комнаты N заняты, а комната N не пригодна для проживания.
По смыслу ч.1 ст.218 КАС РФ к противоправному бездействию относится неисполнение должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Нарушение своих прав Клемашов связывал с ненаправлением ему уведомления о включении в список на предоставление служебных жилых помещений, необходимого для решения вопроса о выплате денежной компенсации за поднаем жилья, так как по месту военной службы жилым помещением, пригодным для постоянного или временного проживания, он не обеспечен.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 того же Федерального закона указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями Закона постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно пункту 2 которого в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Из этого следует, что условием выплаты компенсации является невозможность обеспечения военнослужащего жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Пунктом 4 данной Инструкции предусмотрено, что решение о выплате компенсации принимается на основании копии уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, направленного военнослужащему уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа в соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В свою очередь, пунктом 5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Следовательно, вопреки доводу жалобы, на ФГКУ "Западрегионжилье", являющееся структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны РФ, возлагалась обязанность по рассмотрению заявления Клемашова о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения установленным порядком с направлением ему соответствующего уведомления, однако эта обязанность ответчиком выполнена не была.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, такой вывод не противоречит указаниям Министра обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в отношении слушателей, обучающихся по программам с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой и с высшей оперативно-тактической подготовкой (военнослужащих переменного состава).
Согласно указаниям Министра обороны РФ от 8 марта 2013 года N от Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ потребовано организовать работу по обеспечению военнослужащих переменного состава жилыми помещениями. На высшие военно-учебные заведения возложена обязанность ежегодно направлять на согласование в Департамент жилищного обеспечения (региональные управления жилищного обеспечения) в срок не позднее 14 дней до начала учебного года план размещения военнослужащих переменного состава на период обучения, а в день прибытия военнослужащих переменного состава к месту учебы направлять документы, предусмотренные пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Таким образом, в соответствии с приведенными указаниями Министра обороны РФ получению военнослужащими переменного состава жилых помещений должно предшествовать рассмотрение региональным управлением жилищного обеспечения заявления военнослужащего и приложенных к нему документов применительно к процедуре получения служебного жилого помещения, установленной указанной Инструкцией и предусматривающей принятие решения о включении в список на предоставление служебных (специализированных) жилых помещений и направление уведомления по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Судом достоверно установлено, что решение о включении Клемашова в список на предоставление служебных жилых помещений не принималось и уведомление о принятом решении ему не направлялось. При этом, как видно из представленных ВУНЦ уведомлений ФГКУ "Западрегионжилье", в 2017-2019 годах ряд слушателей ВУНЦ были признаны нуждающимися в служебных жилых помещениях именно в таком порядке.
Что касается ссылки в жалобе на указания Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 31 мая 2016 года N, от 5 октября 2017 года N и от 16 августа 2018 года N, то они изданы во исполнение указаний Министра обороны РФ, адресованы органам жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в целях согласованного и эффективного использования специализированного жилого фонда, находящегося в ведении военных образовательных учреждений высшего профессионального образования на конкретный календарный год и какого-либо иного порядка жилищного обеспечения военнослужащих переменного состава не устанавливают.
Согласно материалам учетного дела Клемашова вместе с заявлением в жилищный орган им были представлены документы, необходимые, согласно пункту 2 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, для получения служебного жилого помещения, что ответчиком по существу не оспаривается.
Необоснованного отказа истца от предложенных ему жилых помещений по делу не установлено, а утверждение в жалобе о пригодности предложенных комнат для проживания в момент принятия их от прежних жильцов эксплуатирующей организацией содержание актов их осмотра Клемашовым с участием начальника общежития не опровергает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал бездействие по включению Клемашова в список на предоставление служебных жилых помещений неправомерным и в целях устранения допущенных нарушений обязал ответчика направить Клемашову уведомление о включении его в данный список.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 года по административному иску Клемашова Дмитрия Владимировича об оспаривании бездействия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Беркутовой И.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.