Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев жалобу Антонова Р.В, на постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 13 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Антонова Р.В, , установил:
Постановлением судьи Волжского районного суда города Саратова от 13 января 2021 года Антонов Р.В. признан виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
На данное постановление Антоновым Р.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи от 13 января 2021 года, поскольку судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение по делу, не доказан факт совершения им какого-либо противоправного деяния, указанного в протоколе об административном правонарушении, а также отсутствия события административного правонарушения.
Антонов Р.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил прекратить производство по делу, поскольку вменяемое ему административное правонарушение не совершал.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав Антонова Р.В, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона).
Правительством Российской Федерации 02 апреля 2020 года принято Постановление N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К такому нормативному акту в Саратовской области относится постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П).
На основании пункта 1.1 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П (в редакции пункта 1.1, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Антонова Р.В. к административной ответственности от 07 декабря 2020 года N 969-П) для граждан, проживающих на территории Саратовской области, с 30 марта 2020 года до стабилизации эпидемиологической обстановки был введен запрет на проведение публичных и иных массовых мероприятий.
В силу статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 19 ноября 2020 года в 11 часов 30 минут Антонов Р.В. нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Саратовской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а, именно - проводил публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования по адресу: улица имени Радищева А.Н, дом 41 "а", город Саратов, выставив заранее подготовленный плакат с надписью тематического содержания.
Основанием для привлечения Антонова Р.В. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ послужили: протокол об административном правонарушении N 1519843 от 19 ноября 2020 года; рапорт; фотоматериал, на котором зафиксировано правонарушение; письменные объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом изложенного судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Антонова Р.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 2735-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Указанная позиция отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года.
Как следует из текста постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П в редакции постановления Правительства Саратовской области от 20 января 2021 года N 31-П, пункта 1.1 был изложен в новой редакции, согласно которой установлен запрет для граждан, проживающих на территории Саратовской области, с 30 марта 2020 года до стабилизации эпидемиологической обстановки на проведение публичных и иных массовых мероприятий на открытом воздухе численностью более 50 человек; проведение публичных и иных массовых мероприятий с численностью более 50 человек в зданиях, строениях и сооружениях с площадью помещения менее 4 кв. метров площади зала для посетителей на 1 человека.
Таким образом, не запрещается проведение публичных и иных массовых мероприятий на открытом воздухе численностью более 50 человек после внесения изменений в указанное выше постановление, а также одиночного пикетирования.
При таких обстоятельствах постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 13 января 2021 года, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене ввиду признания утратившим силу положения пункта 1.1 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П (в редакции от 07 декабря 2020 года N 969-П), устанавливающего административную ответственность за содеянное Антоновым Р.В, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Антонова Р.В. - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 13 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Антонова Р.В, - отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Антонова Р.В, на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.