Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В, судей Домниной А.В, Закарян И.В, при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью научно-производственного предприятия "НИКА-СВЧ" к прокуратуре Ленинского района города Саратова о признании представления в части незаконным
по апелляционным представлениям заместителя прокурора Ленинского района города Саратова, представителя прокуратуры Саратовской области помощника прокурора Ленинского района города Саратова на решение Ленинского районного суда города Саратова от 09 октября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Домниной А.В, объяснения представителя административного ответчика прокуратуры Ленинского района города Саратова Ветрова А.М, представителя заинтересованного лица прокуратуры Саратовской области Ковальской Д.В, поддержавших доводы апелляционных представлений, представителя административного истца Мещановой Е.В, обсудив доводы апелляционных представлений, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия, установила:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) научнопроизводственное предприятие (далее - НПП) "НИКА-СВЧ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Ленинского района города Саратова о признании представления в части незаконным.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что по результатам проведенной проверки прокуратурой Ленинского района города Саратова в отношении ООО НПП "НИКА-СВЧ" вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда. В представлении указано, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 19, 20, 21, 22 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" периодические медицинские осмотры не организованы и не проведены, имел место быть допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке медицинских осмотров.
Административный истец полагает, что событие выявленного прокуратурой нарушения отсутствует, поскольку ООО НПП "НИКА-СВЧ" организовало прохождение периодических медицинских осмотров, которые будут проведены в установленные специальной оценкой условий труда (далее - СОУТ) сроки. Указывает, что допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке медицинских осмотров: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Кан Е.О, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не имел место быть, поскольку в соответствии с СОУТ для данных работников не установлена необходимость предварительных медицинских осмотров, в свою очередь периодические медицинские осмотры организованы и будут проведены в сроки, установленные СОУТ.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 09 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судебным актом, заместитель прокурора Ленинского района города Саратова, представитель прокуратуры Саратовской области обратились с апелляционными представлениями, в которых просят отменить решение суда принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. Мотивируя свои требования, административные ответчики указывают, что предварительные медицинские осмотры работников ООО НПП "НИКА-СВЧ" проведены не были. В постановлении, вынесенном по результатам специальной оценки условий труда работникам, имеются ссылки на приложение N 1, п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", в соответствии с которыми проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, при этом установление в графе "Периодичность осмотров" периода не означает необязательность прохождения предварительного медицинского осмотра.
В возражениях административный истец просит оставить решение суда без изменения. Указывает, что проведение предварительного или периодического медицинского осмотра работника необходимо в случае, если СОУТ установлен Перечень вредных (опасных) факторов и Перечень вредных (опасных) работ юридического лица - работодателя. Однако в соответствии с СОУТ в ООО НПП "НИКА-СВЧ" отсутствуют вредные производственные факторы, а также вредные (опасные) работы, в соответствии с которыми работник должен пройти предварительный медицинский осмотр. Условия труда оценены как 2 класс, в связи с чем оснований для установления работникам обязанности прохождения предварительного медицинского осмотра не имелось. Кроме того, ООО НПП "НИКА-СВЧ" провела периодические медицинские осмотры работников, указанных в СОУТ.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с пунктами 19-22 приказа Минздрасоцразвития от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ от 12 апреля 2011 года N 302н) периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру; наименование вредного производственного фактора или вида работы; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).
Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Как следует из материалов дела, а именно из отчета о проведении специальной оценки условий труда от 30 октября 2018 года и карт специальной оценки условий труда рабочих мест на предприятии отсутствует перечень факторов, а также вредные производственные факторы, перечень вредных (опасных) работ в соответствии с которыми работник должен пройти предварительный медицинский осмотр. Условия труда оценены как допустимые (2 класс).
Согласно пункту 3.2.2.4 Приложения N 1 Приказ от 12 апреля 2011 года N 302н при наличии такого вредного и (или) опасного производственного фактора как электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) периодичность осмотров составляет 1 раз в 2 года.
Таким образом, срок проведения периодических медицинских осмотров у работников ООО НПП "НИКА-СВЧ" истекал 30 октября 2020 года.
Кроме того, во исполнение приведенных положений трудового законодательства, руководствуясь результатами СОУТ, директором ООО НПП "НИКА-СВЧ" издан приказ от 31 октября 2018 года N 19 о составлении в срок до 30 июня 2020 года списков работников ООО НПП "НИКА-СВЧ", подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2020 году и графики их прохождения, а также о заключении в срок до 30 октября 2019 года Договора об оказании услуг по прохождению периодического медицинского осмотра работниками ООО НПП "НИКА-СВЧ" с медицинской организацией.
Во исполнение указанного приказа ООО НПП "НИКА-СВЧ" был заключен Договор о предоставлении платных услуг от 17 октября 2019 года N с "данные изъяты", согласно которому обязуется по заявкам ООО НПП "НИКА-СВЧ" оказывать услуги по проведению периодического медицинского осмотра.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО НПП "НИКА-СВЧ" организовало проведение обязательных периодических медицинских осмотров, основания для обязательного прохождения предварительных медицинских осмотров у работников ООО НПП "НИКА-СВЧ" отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии со стороны ООО НПП "НИКА-СВЧ" организации по проведению обязательных периодических медицинских осмотров.
Доводы жалобы о том, что в картах оценки условий труда работников, имеются ссылки на приложение N 1, п. 3.2.2.4 Приказ от 12 апреля 2011 года N 302н в соответствии с которым проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, являются несостоятельными, поскольку в ООО НПП "НИКА-СВЧ" отсутствуют вредные производственные факторы, а также вредные (опасные) работы, в соответствии с которыми работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, указание в картах оценки условий труда на приложение N 1, п. 3.2.2.4 Приказа от 12 апреля 2011 года N 302н предусмотрено только в части периодических осмотров, а именно 1 раз в 2 года
По мнению судебной коллегии, районный суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Поскольку несоответствие обжалуемых действий, бездействия судебного пристава-исполнителя требованиям действующего законодательства не установлено, административным истцом доказательств обратному не представлено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.
Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 09 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные представления - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.