Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Домниной А.В, при секретаре Кузнецовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова к Матвеевой А.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 09 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано, установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова (далее - ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова) обратилась в суд с административным иском к Матвеевой А.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Налоговым органом Матвеевой А.Ф. начислен налог на имущество физических лиц в размере 752 руб. за 2014 год, 863 руб. за 2015 год, 1000 руб. за 2016 год, 2680 руб. за 2017 год. Обязанность по уплате указанного налога административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем в адрес Матвеевой А.Ф. были направлены требования об уплате заложенности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу. Поскольку указанные требования административным ответчиком исполнены не были, в отношении Матвеевой А.Ф. был вынесен судебный приказ о взыскании налога на имущество физических лиц, пени за 2014-2017 годы, который по заявлению административного ответчика был отменен.
В связи с изложенным административный истец просил взыскать с Матвеевой А.Ф. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 20142017 годы в размере 4795 руб, пени в размере 87 руб. 98 коп, а всего 4882 руб. 98 коп.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 09 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своих доводов административный истец указывает, что заявление о вынесении судебного приказа подано своевременно, срок обращения за вынесением судебного приказа административным истцом пропущен не был. Кроме того, административным истцом предпринимаются последовательные действия, направленные на взыскание образовавшейся задолженности по налогу с Матвеевой А.Ф.
Ввиду подачи апелляционной жалобы на решение суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, руководствуясь ч. 2 ст. 307 КАС РФ, рассмотрение административного дела по апелляционной жалобе осуществляется судьей единолично.
До начала рассмотрения административного дела от административного истца поступило письменное заявление об отказе от иска в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 252 руб. и пени в размере 08 руб. 70 коп. и прекращении производства по делу в указанной части.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с частью 2 статьи 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно части 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Представителю административного истца разъяснены последствия отказа от административного иска, в том числе недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (часть 1 статьи 195 КАС РФ).
Учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от административного иска в указанной части не имеется, суд полагает возможным принять отказ ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова от административного иска в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 252 руб. и пени в размере 08 руб. 70 коп, отменить решение суда первой инстанции в указанной части, прекратить производство по делу в указанной части, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, прихожу к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, статей 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу положений части 1 и части 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Как установлено положениями статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности об уплате налога, налоговый орган в праве обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Частью 2 указанной статьи установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Материалами дела установлено, что Матвеева А.Ф. является собственником квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес".
Налоговым органом Матвеевой А.Ф. за 2015 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 863 руб, о чем административному ответчику направлено налоговое уведомление N от 22 января 2018 года.
В установленный законом срок налогоплательщиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, в связи с чем начислены пени по указанному налогу и 26 июня 2018 года Матвеевой А.Ф. направлено требование N по состоянию на 22 июня 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 863 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 20 руб. 29 коп, срок исполнения требования установлен до 15 августа 2018 года.
Налоговым органом Матвеевой А.Ф. за 2016 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 1000 руб, о чем административному ответчику направлено налоговое уведомление N от 04 июля 2017 года.
В установленный законом срок налогоплательщиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, в связи с чем начислены пени по указанному налогу и 15 февраля 2018 года Матвеевой А.Ф. направлено требование N по состоянию на 13 февраля 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1000 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 19 руб. 12 коп, срок исполнения требования установлен до 10 апреля 2018 года.
Налоговым органом Матвеевой А.Ф. за 2017 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 2680 руб, о чем административному ответчику направлено налоговое уведомление N от 14 июля 2018 года.
В установленный законом срок налогоплательщиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, в связи с чем начислены пени по указанному налогу и 21 февраля 2019 года Матвеевой А.Ф. направлено требование N по состоянию на 31 января 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2680 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 39 руб. 87 коп, срок исполнения требования установлен до 26 марта 2019 года.
После чего, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Матвеевой А.Ф. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района города Саратова от 09 января 2020 года с Матвеевой А.Ф. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 4795 руб, пени по налогу имущество физических лиц в размере 152 руб. 27 коп. за 2015-2017 годы.
Определением мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района города Саратова от 23 марта 2020 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей Матвеевой А.Ф. возражений на судебный приказ.
28 сентября 2020 года ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова обратилась в Октябрьский районный суд города Саратова с административным исковым заявлением, по итогам рассмотрения которого вынесено оспариваемое решение.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока, предусмотренного частью 2 статьи 286 КАС РФ.
С указанным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться ввиду следующего.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Кроме того, как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
В связи с изложенным, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд полагает возможным отменить состоявшееся решение районного суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления в части взыскания с Матвеевой А.Ф. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы и принять по делу в указанной части новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 157, 304, 309, 310, 311 КАС РФ, суд
определил:
принять отказ инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова к Матвеевой А.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций от иска в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 252 руб. и пени в размере 08 руб. 70 коп.
Решение Октябрьского районного суда города Саратова от 09 ноября 2020 года в указанной части - отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова к Матвеевой А.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 252 руб. и пени в размере 08 руб. 70 коп. - прекратить.
В остальной части решение Октябрьского районного суда города Саратова от 09 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому района города Саратова к Матвеевой А.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Матвеевой А.Ф. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 4543 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 79 руб. 28 коп.
Взыскать с Матвеевой А.Ф. государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.