Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П, с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры Новичкова Е.А, при секретаре Петровой И.А, с участием представителей административного истца Моисеевой Р.Ю. - Яншина А.А, действующего на основании доверенности от 09 февраля 2021 года серии N, Бурой Н.А, действующей на основании доверенности от 27 ноября 2020 года серии N, представителя административного ответчика правительства Саратовской области Эмчиева Э.А, действующего на основании доверенности от 27 мая 2020 года N, представителей административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области Белова А.К, действующего на основании доверенности от 15 января 2021 года N, Афанасьевой В.П, действующей на основании доверенности от 15 января 2021 года N, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моисеева Р.Ю. к министерству культуры Саратовской области, Управлению по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области, правительству Саратовской области об оспаривании постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П "О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" в части, приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" в части, установил:
приказом министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" утверждён перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия. Пунктом 8 подраздела Марксовский район раздела Саратовская область Приложения N 1 Приказа N 1-10/177 в перечень включен объект недвижимого имущества: "Аптека, кон. Х1Хв.", расположенный по адресу "адрес".
Постановлением правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П "О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" указанный объект культурного наследия включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (пункт 6 Приложения N 1).
Моисеева Р.Ю. обратилась в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" и постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П "О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" в данных частях.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником нежилого помещения, расположенного в названном здании. Считает, что приказ противоречит положениям закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года), поскольку издан без проведения государственной историко-культурной экспертизы, также отсутствуют документы, подтверждающие культурную и историческую ценность зданий. Полагает, что принятие оспариваемого приказа повлекло нарушение её прав, выразившееся в возникновении обязанностей по сохранению названного объекта. Указывает, что уполномоченный орган не уведомил собственника выявленного объекта культурного наследия о принятом решении о включении объекта культурного наследия в реестр. Считает, что оспариваемый приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 был опубликован 23 сентября 2016 года на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" и вступил в силу позже оспариваемого постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П, постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", приказа комитета по охране культурного наследия Саратовской области от 29 августа 2008 года N 52 "Об экспертно-методическом совете по сохранению историко-культурного наследия области". Полагает, что паспорт и карточка объекта культурного наследия оформлены с нарушением порядка их выдачи.
Информация о публикации приказа Министерства культуры Российской Федерации N 120339-р от 01 ноября 2017 года "О регистрации объекта культурного наследия местного (муниципального значения) "Аптека, кон. Х1Х в." (Саратовская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации отсутствует.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования по указанным основаниям.
Представители административного ответчика управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как оспариваемый приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 издан уполномоченным органом в соответствии с действовавшим на момент его принятия законодательством. Кроме того, вышеназванный приказ министерства культуры Саратовской области в оспариваемой части в настоящее время утратил свою юридическую силу в связи с изданием 29 июля 2009 года правительством Саратовской области постановления N 326-П.
Представитель административного ответчика правительства Саратовской области также просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как оспариваемое постановление правительства принято уполномоченным органом, соблюдена процедура принятия настоящего нормативно-правового акта.
Административный истец Моисеева Р.Ю, административный ответчик министерство культуры Саратовской области, заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, их явка не была признана судом обязательной.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению административный иск, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Моисеева Р.Ю. является собственником нежилого помещения, общей площадью 77, 3 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", помещение N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том N 1 листы дела N 10-11).
Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административного истца постановления правительства Саратовской области от
29 июля 2009 года N 326-П и приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177.
Согласно частям 2 и 3 статьи 44, пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Охрана памятников истории культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона N 73-Ф3 впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено данным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному Федеральному закону.
На момент издания оспариваемого приказа министерства культуры Саратовской области действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года, в соответствии со статьёй 16 которого памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учёту, который осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, в соответствии с пунктом 13 которого, государственный учёт памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Порядок государственного учёта памятников истории и культуры и формы учётных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18 Положения).
На момент принятия оспариваемого приказа функции по государственному учёту недвижимых памятников истории и культуры и их территорий включающему в себя: выявление и обследование недвижимых памятников истории и культуры; фиксацию объектов исторической застройки и их территорий; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов исторической застройки и иных недвижимых объектов; принятие вновь выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия под государственную охрану в качестве недвижимых памятников истории и культуры; научное изучение недвижимых памятников истории и культуры; составление паспортов на недвижимые памятники истории и культуры и другое информационное обеспечение; ведение государственного списка (реестра) недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, его публикацию; формирование и ведение кадастра недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий были возложены на министерство культуры Саратовской области согласно пунктам 1 и 9 Положения о министерстве культуры Саратовской области, утверждённого постановлением губернатора Саратовской области от 03 марта 1999 года N 69 (в редакции постановления губернатора Саратовской области от 13 марта 2001 года N 72), а также главам 5 и 6 Положения об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры местного значения, утверждённого постановлением Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 года N 54-2435.
В настоящее время органом, осуществляющим указанные полномочия, является управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области.
Разделом II Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 (далее - Инструкция), установлен порядок государственного учёта памятников истории и культуры.
Так, государственный учёт памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции).
Документы государственного учёта памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников (пункт 10 Инструкции).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учётная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте её хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Маркса Саратовской области от 22 декабря 1993 года N 263 на баланс управления культуры администрации области переданы здания-памятники города Маркса и Марксовского района. В списке под N 3 указана Аптека - памятник архитектуры Х1Хв, расположенная на ул. Ленина, 8 (том N 3 листы дела N 80, 81-83).
То обстоятельство, что при рассмотрении настоящего административного дела административными ответчиками не представлен оригинал указанного постановления, само по себе не может служить основанием для вывода о его недостоверности, учитывая неоднократную реорганизацию органа охраны объектов культурного наследия, а также значительный период времени.
06 августа 1998 года указанный объект был включен в список недвижимых памятников истории и культуры, предлагаемых к отнесению в федеральную собственность под наименованием "Аптека Фишера" год постройки XIX в. (том N 3 листы дела N 96-97).
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1, в целях сохранения историко-культурного наследия области, Саратовской областной Думой принято постановление от 17 ноября 1994 года N 7-59 "Об утверждении списка недвижимых памятников истории и культуры" (утратившее силу в связи с принятием постановления Саратовской областной Думы от 27 декабря 2006 года N 63-2519 "О признании утратившими силу некоторых Постановлений Саратовской областной Думы") которым утвержден список недвижимых памятников истории и культуры, выявленных в процессе инвентаризации.
Пунктом 8 подраздела списка недвижимых памятников истории и культуры, выявленных в результате проведения работ по инвентаризации и учету историко-культурного наследия народов в городе Марксе и Марксовском районе в перечень включен объект недвижимого имущества расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии со статьёй 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается, в том числе первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.G-64.RU).
Приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года
N 1-10/177 опубликован 23 сентября 2016 года на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.G-64.RU).
Пунктом 1 приказа утверждён перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия согласно приложению.
В пункте 8 подраздела Марксовский район раздела Саратовская область Приложения N 1 указан объект недвижимости: "Аптека, кон. Х1Хв.", по адресу "адрес".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения приведённых выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" принят уполномоченным органом в пределах компетенции.
Согласно пунктам 1, 4, 6 и 7 статьи 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Положениями статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ в указанной редакции определено, что в Российской Федерации ведётся единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1).
Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (пункт 2).
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3).
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
В соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статья 16).
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона N 73-ФЗ, для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определённый законом данного субъекта Российской Федерации: заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению; описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия; сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ).
Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ).
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Саратовской области регламентированы Законом Саратовской области от 04 ноября 2003 года N 69-ЗСО "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области" (далее - Закон N 69-ЗСО).
Согласно положениям статьи 4 Закона N 69-ЗСО, в редакции Закона от 25 февраля 2009 года N 21-ЗСО, правительство области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: принимает решение о включении объекта культурного наследия регионального значения в реестр; направляет в федеральный орган охраны объектов культурного наследия представления о включении объектов в реестр; принимает решение об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения, о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета; устанавливает порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела министерство культуры Саратовской области, в соответствии с государственным контрактом от 18 июля 2007 года N 43 поручило государственному учреждению культуры научно-производственный центр по историко-культурному наследию области произвести инвентаризацию и учёт памятников истории и культуры Саратовской области на основании архивных и библиографических данных с указанием фамилии автора, заказчика создания, фотофиксацию фасада, внутренних интерьеров, иных особенностей каждого объекта (том N 3 листы дела N 93-94).
20 августа 2007 года министерством культуры Саратовской области названному учреждению культуры выдано разрешение N 63 на выполнение научно-исследовательских, проектных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (том N 3 лист дела N 92).
Согласно пояснительной записке в ходе инвентаризации в городе Марксе и Марксовском районе Саратовской области был обследован 41 объект культурного наследия, из которых 39 объектов являются объектами культурного наследия, согласно приказу министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177, 8 объектов утрачено, 3 объекта вновь выявлены. К постановке на государственный учет было рекомендовано 23 объекта, в том числе памятники архитектуры и градостроительства - 20, памятники истории (монументальное искусство) - 3. 18 объектов рекомендовано к исключению из списка вновь выявленных объектов. Внимание администрации Марксовского муниципального района обращено на необходимость сохранения объектов культурного наследия в районе (том N 3 лист дела N 88).
Государственное учреждение культуры научно-производственный центр по историко-культурному наследию области подготовило научно-проектную документацию, согласно которой на "адрес", находится выявленный объект культурного наследия: Аптека, датированный конец XIX в. Установлен охранный статус (том N 3 листы дела N 84-87).
Дана характеристика объекта: здание аптеки представляет одноэтажное строение из керамического кирпича, с металлической скатной кровлей по деревянным стропильным фермам и деревянной обрешетке; фасады выполнены лицевой кладкой в стиле электики с элементами классицизма. Ориентировочная дата постройки - 1880-е годы. Здание формирует квартальную застройку, органично вписывается в характер окружающей среды. Декор фасадов выполнен с использованием тесаного кирпича. Пластику фасаду придают фигурные угловые пилястры, оконные проемы лучковой формы, обрамление фигурными сандриками, фигурный аттик, развитый венчающий карниз с городчатым фризом.
Предметом охраны является внешний облик здания.
Здание аптеки по адресу: "адрес", рекомендовано к постановке на государственный учёт как памятник истории и культуры.
Приказом Комитета по охране культурного наследия Саратовской области от 29 августа 2008 года N 52 утверждено положение об экспертно-методическом совете по сохранению историко-культурного наследия области (далее - Положение).
К полномочиям совета, в том числе относится подготовка экспертных заключений (их проектов) и обоснования о государственном учете либо снятии с учета объектов культурного наследия, об определении и изменении категорий их историко-культурного значения, режимах содержания и использования объектов культурного наследия регионального значения, являющихся государственной собственностью Саратовской области, их территорий и зон охраны (пункт 5).
Совет возглавляет председатель Совета, функции которого по должности исполняет председатель Комитета (пункт 7).
В состав совета входят 23 члена: ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО3, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, Цой В.В.
Председателем совета являлся ФИО2
Согласно пунктам 18 - 19 Положения заседания Совета считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов Совета.
Как следует из акта по результатам проведения историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения в единой государственный реестр (постановки на государственный учёт) выявленных объектов культурного наследия, составленного 03 июня 2009 года экспертно-методическим советом по сохранению историко-культурного наследия области при комитете по охране культурного наследия Саратовской области (том N 1 листы дела N 129-132), выявленные объекты культурного наследия, перечисленные в приложении, представляют собой значительный интерес, обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью и имеют особое значение для истории и культуры Марксовского муниципального района Саратовской области и муниципального образования "Город Саратов". Указанные в Перечне выявленные объекты, в том числе - Аптека, кон. XIX в, расположенная по адресу: "адрес" (пункт 6), рекомендованы к включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (постановке на государственный учёт) как объекты культурного наследия регионального значения.
Учитывая, что названный акт 03 июня 2009 года подписан 12 членами экспертно-методического ФИО1: ФИО2, ФИО13, ФИО3, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО22, ФИО23, ФИО31, ФИО32 и Цой В.В, то есть на заседании совета присутствовало более половины членов совета, следовательно, заседание совета являлось правомочным.
В судебном заседании установлено, что 29 июля 2009 года правительством Саратовской области принято постановление N 326-П "О включении объектов культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (том N 1 листы дела N 142-145).
Нормативный правовой акт опубликован 09 апреля 2009 года в номере 17 Собрания законодательства Саратовской области (том N 1 листы дела N 146-149).
Пунктом 1 постановления решено включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия, расположенные на территории Марксовского района области местного (муниципального) значения - по согласованию с администрацией Марксовского муниципального района согласно приложению.
В пункте 6 приложения указан объект недвижимости "Аптека, конец XIX в.", расположенный по адресу: "адрес".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01 ноября 2017 года N 120339-р названный объект зарегистрирован как объект культурного наследия местного (муниципального) значения в едином государственном реестре объектов культурно наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (том N 1 листы дела N 127-128).
Из приведённых выше положений закона следует, что включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат только те объекты недвижимого имущества (памятники) местного значения, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, и имеют особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. Включение таких объектов в реестр производится в целях государственной охраны объектов культурного наследия - сохранения исторического и культурного наследия, бережного отношения к памятникам истории и культуры, поскольку объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Для подтверждения исторического значения того или иного объекта архитектуры законодательством, действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы (статья 28 Федерального закона N 73-ФЗ). Такая экспертиза проводится, в том числе в целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр и определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, и должна основываться на принципах научной обоснованности, объективности и законности, презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия, достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, независимости экспертов, гласности (статья 29 Федерального закона N 73-ФЗ). Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведённых экспертами (статья 32 Федерального закона N 73-ФЗ).
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ установлен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569, действующим с 04 августа 2009 года, после принятия оспариваемого постановления правительства Саратовской области N 326-П.
Разделом II Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 (далее - Инструкция), установлен порядок государственного учёта памятников истории и культуры.
Так, государственный учёт памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
Как установлено судом, "Аптека, кон. Х1Хв.", расположенная по адресу "адрес", отвечает предусмотренным законом критериям для отнесения её к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, так как обладает историко-архитектурной и художественной ценностью, и имеет особое значение для истории и культуры Марксовского муниципального района Саратовской области.
Данное обстоятельство подтверждается учётной карточкой объекта, представляющего собой историко-культурную ценность (том N 1 лист дела N 160-161) и паспортом объекта культурного наследия (том N 1 листы дела N 133-135) из которых следует, что указанное здание построено в конце XIX века. Здание представляет собой одноэтажное, кирпичное строение, выполненное в стиле электика. Оконные проемы имеют лучковое завершение, обрамлены наличниками с сандриками в виде развитых оконных перемычек. По центральной оси главного фасада расположен ступенчатый аттик. Широкий кровельный карниз имеет простой профиль, украшен зубчатым поясом. Торцевой и дворовой фасады окрашены, не декорированы. Здание соединено с соседней постройкой кирпичной аркой. Здание было построено в конце XIX века и использовалось для размещение городской аптеки. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета за 1889 в колонии Екатериненштандт (Баронск) в настоящее время город Маркс, имелась всего одна аптека, а в 1910 году уже две. Аптека размещалась в этом доме и после революционных событий 1917 года, об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии 1927 года. Здание входит в зону регулируемой застройки общегородских охранных зон и формирует архитектурный облик центральной улицы исторической части города. Ценность имеет внешний облик здания, сохранившийся декор главного фасада и планировочная структура домовладения, характерные для жилых и общественных зданий конца XIX - начала XX века.
Факт проведения 03 июня 2009 года государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения указанного объекта культурного наследия в реестр помимо указанного выше акта подтверждается показаниями допрошенных в судебных заседаниях в качестве свидетелей членов экспертно-методического ФИО1: ФИО2, ФИО3, согласно которым заключение о включении данного объекта культурного наследия в реестр было дано специалистами, компетентными в данной области и на основании изучения документов, обосновывающих историческую и культурную ценность здания.
Учитывая, что на момент проведения государственной историко-культурной экспертизы и принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок проведения такой экспертизы Правительством Российской Федерации утверждён не был, представленный административным ответчиком акт по результатам проведения историко-культурной экспертизы соответствует форме, предусмотренной статьёй 32 Федерального закона N 73-ФЗ, а само заключение отвечает закреплённым в статье 29 Федерального закона N 73-ФЗ принципам научной обоснованности, объективности и законности, презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия, достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, независимости экспертов и гласности, суд приходит к выводу о том, что при принятии постановления правительства Саратовской области от 01 апреля 2009 года N 110-П были выполнены требования статьи 17 Федерального закона N 73-ФЗ о необходимости представления заключения государственной историко-культурной экспертизы для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
То обстоятельство, что на момент проведения государственной историко-культурной экспертизы 03 июня 2009 года не был опубликован приказ комитета по охране культурного наследия правительства Саратовской области от 29 августа 2008 года N 52 об утверждении Положения об экспертно-методическом совете по сохранению историко-культурного наследия Саратовской области не свидетельствует об отсутствии у указанного совета полномочий на проведение государственной историко-культурной экспертизы, поскольку на тот период времени отсутствовали нормативные правовые акты, регламентирующие порядок наделения полномочиями по проведению такой экспертизы, следовательно, определяющее значение будет иметь компетентность экспертов и соблюдение принципов проведения экспертизы, предусмотренных Федеральным законом, что было установлено судом по настоящему делу.
Тот факт, что суду не представлены доказательства проведения историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия при принятии оспариваемого приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177, не может служить основанием для признания его недействующим, поскольку такая экспертиза была проведена в 2009 году, она подтвердила историко-культурную ценность данного объекта. Допрошенные в судебном заседании свидетели - члены экспертного совета ФИО2 и ФИО3 подтвердили, что и на момент принятия в 2001 году оспариваемого приказа министерства культуры Саратовской области названный объект обладал необходимыми признаками для включения его в список выявленных объектов историко-культурного значения.
То, что при рассмотрении дела административными ответчиками не в полном объеме были представлены документы подтверждающие обоснованность принятия оспариваемых нормативно правовых актов само по себе не может свидетельствовать о несоблюдении предусмотренной законом процедуры их принятия, поскольку следует учитывать значительный период времени, прошедший с момента подготовки документов, необходимых для принятия оспариваемых нормативных правовых актов, произошедшую реорганизацию органа охраны объектов культурного наследия.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что постановление правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П и приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 в оспариваемой части приняты уполномоченными органами в пределах компетенции, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, и не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Составление учетной карты объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, и паспорта объекта культурного наследия после включения объекта в реестр само по себе также не может служить основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующим, учитывая наличие таких документов на настоящий момент и соответствие их нормативным требованиям, вопреки доводам представителей административного истца.
Доводы представителей административного истца о том, что приказ министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 на момент принятия постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П не был опубликован, следовательно, был недействующим, на указанные выше выводы суда не влияют, поскольку в настоящее время приказ министерства культуры Саратовской области опубликован в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд не усматривает достаточных оснований для признания постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П "О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" и приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" в оспариваемой части недействующими.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Моисеева Р.Ю. к министерству культуры Саратовской области, Управлению по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области, правительству Саратовской области об оспаривании постановления правительства Саратовской области от 29 июля 2009 года N 326-П "О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" в части, приказа министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года N 1-10/177 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области" в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.