Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Забелиной О.А, судей Букаловой Е.А, Хомяковой М.Е, при секретаре Фоминой Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело
по иску Журавлевой Кристины Дмитриевны к администрации г.Орла о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по установленным социальным нормам, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 27 ноября 2020 г, которым исковые требования Журавлевой Кристины Дмитриевны удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е, объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Журавлева К.Д. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по установленным социальным нормам.
В обоснование заявленных требований указывала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Постановлением администрации "адрес" от "дата" N ей было отказано в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам специализированного найма, в связи с обеспеченностью истца площадью жилого помещения более учетной нормы.
Полагает, что отказывая в постановке на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении, администрацией "адрес" не был учтен тот факт, что, несмотря на закрепление за ней жилого помещения в "адрес", проживание в данном жилом помещении не представляется возможным, поскольку ФИО7, также проживающий в данном жилом помещении, страдает психическим расстройством.
Ссылалась на то, что в собственности жилых помещений не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Отмечает, что до настоящего времени ее законное право на предоставление жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не реализовано, жилое помещение ей не предоставлено.
По указанным основаниям с учетом уточнения исковых требований, Журавлева К.Д. просила суд признать незаконным постановление администрации "адрес" от "дата" N, обязать администрацию "адрес" принять ее на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении, обязать администрацию "адрес" предоставить ей благоустроенное жилое помещение в "адрес" на состав семьи один человек.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация "адрес" просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приводит довод о том, что судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что за истцом закреплено жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью и расположенное в "адрес", в котором зарегистрированы два человека, в том числе и истец Журавлева К.Д.
Ссылается на то, что факт невозможности проживания истца в закрепленном за ней жилом помещении не подтвержден. Не имеется заключения межведомственной комиссии о непригодности данного жилого помещения для проживания. Лица, зарегистрированные в указанном жилом помещении (истец Журавлева К.Д. и ее дядя ФИО7), длительное время в нем не проживают.
Не оспаривая, что ФИО7 страдает заболеванием, которое входит в перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н, отмечает, что данное лицо длительное время не проживает в квартире, находится на лечении в "... "
Указывает, что государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Орловской области, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Отмечает, что поскольку истец на учете в администрации "адрес" не состояла, внеочередного порядка предоставления жилых помещений не предусматривается, то предоставление Журавлевой К.Д. жилого помещения по решению суда нарушит права и законные интересы лиц, которые были поставлены на учет и включены в соответствующий Список.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Аналогичные положения содержит статья 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 2.1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен в ст. 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. N 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в ч. 1 ст. 1 Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения (ч. 1).
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров. В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка- сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров (ч. 3 ст. 3 в редакции Закона Орловской области от 05 мая 2017 г. N 2109-ОЗ).
Исходя, из содержания приведенных выше правовых норм следует что, законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Статьей 17 Закона Орловской области от 22 августа 2005 г. N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В статье 17.3 Закона Орловской области от 22 августа 2005 г. N 529-ОЗ приведены обстоятельства, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, к их числу законодатель относит проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (до 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378).
Таким образом, анализируя нормы законодательства можно констатировать, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях совместно с лицами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, признается невозможным, при этом законодатель императивно не закрепляет требований для установления факта невозможности совместного проживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Журавлева (до заключения брака ФИО14) К.Д, родилась "дата".
Согласно свидетельству о рождении ее родителями являются мать - ФИО16 и отец - ФИО1.
В соответствии с постановлением администрации "адрес" от "дата" малолетняя ФИО2 была определена в "... ", в котором находилась до "дата"
По решению Советского районного суда "адрес" от "дата" ФИО1 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО2
Мать истца ФИО8 (умерла "дата") заочным решением Советского районного суда "адрес" от "дата" лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и ФИО2
Таким образом, истец является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением главы администрации "адрес" от "дата" N "Об учреждении опеки над несовершеннолетней ФИО2" ФИО9 назначен опекуном над несовершеннолетней племянницей ФИО2, "дата" года рождения. Этим же распоряжением за ФИО2 было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес".
На основании распоряжения главы администрации "адрес" от "дата" N опекун ФИО9 отстранен от исполнения обязанностей опекуна над несовершеннолетней ФИО2 за ненадлежащее их исполнение, опекуном назначена ФИО10
Постановлением главы администрации "адрес" от "дата" N опекун Румянцева Т.А. отстранена от обязанностей, несовершеннолетняя ФИО2 передана под опеку на полное государственное обеспечение в Бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение "адрес" "Орловский техникум сферы искусств", где она проживала в общежитии от техникума.
На основании вышеуказанных постановлений администрации за ФИО2 закреплено муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: город Орёл, "адрес", общей площадью 41 кв.м.
В указанной квартире зарегистрированы истец ФИО2 и ФИО7, "дата" года рождения, приходящийся истцу дядей.
Из материалов дела также следует, что "дата" Управление социальной поддержки населения, физической культуры и спора администрации "адрес", как законный представитель ФИО2, обратилось в администрацию "адрес" с заявлением о принятии ФИО2 на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения по нормам в соответствии с законом с приложением необходимых документов.
Постановлением главы администрации "адрес" N от "дата" ФИО2 отказано в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения в "адрес" более учетной нормы, в случае вселения в данное жилое помещение.
Установлено, что "дата" истец вступила в брак с ФИО11, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО15, "дата" у нее родился сын ФИО15 Максим. Указанные обстоятельства подтверждается копиями свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении ребенка.
Журавлева К.Д. не согласилась с отказом администрации "адрес", в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Обращаясь в суд с иском Журавлева К.Д. указала, что совместно с ней в квартире, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрирован ее дядя ФИО7, который проживает в указанном жилом помещении и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно ее совместное проживание в данной квартире. Дополнительно указала, что жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии.
Проверяя указанные обстоятельства, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что ФИО7, "дата" года рождения, зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Справкой N от "дата", выданной Бюджетным учреждением "... ", подтверждается, что ФИО7, "дата" года рождения, зарегистрированный по адресу: "адрес" находится на стационарном лечении в отделении N указанного медицинского учреждения с "дата" по настоящее время с диагнозом: "... "
Согласно сведениям, содержащимся в справке N от "дата", выданной Бюджетным учреждением "... ", ФИО7, "дата" года рождения, неоднократно на протяжении "дата" находился на стационарном лечении в указанном медицинском учреждении "дата"
Кроме того, согласно оперативно-справочных учетов ИЦ УМВД России по "адрес" ФИО7 "... "
Таким образом, при рассмотрении дела по существу нашел свое подтверждение факт того, что ФИО7 страдает тяжелой формой "... " заболевания, поименованного в Приказе Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N987н, систематически проходит лечение в БУЗ ОО "... " с непосредственным пребыванием в данном медицинском учреждении, "... "
Установлено, что по сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Бюджетным учреждением Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" жилыми помещениями на праве собственности истец не владеет.
До настоящего времени жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, Журавлевой К.Д. не предоставлено.
Разрешая спор по существу, установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из невозможности проживания истца Журавлевой К.Д. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", поскольку в нем проживает и зарегистрирован ФИО7, который страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно их совместное проживание в данной квартире.
По решению суда признано незаконным постановление администрации "адрес" от "дата" N. На администрацию г.Орла возложены обязанности принять Журавлеву Кристину Дмитриевну на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении и предоставить Журавлевой Кристине Дмитриевне, "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение в г.Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. N 727-ОЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и имеющихся в материалах дела доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орла о недоказанности постоянного проживания ФИО7 в "адрес" судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, в которых имеется совокупность доказательств, подтверждающих факт проживания ФИО7, страдающего тяжелой формой хронического заболевания и "... " в спорном жилом помещении. При этом систематическое нахождение ФИО7 на лечении в БУЗ ОО "... " не может свидетельством о его не проживании в спорной квартире, напротив актами обследования данного жилого помещения подтверждено, что, со слов соседей, они видели как ФИО7 приходит в квартиру и "... " Кроме этого, имеющимися в деле фотографиями квартиры подтверждается, что она не пустует, в ней проживают, несмотря на ее неудовлетворительное состояние.
Кроме того, исходя из приведенных выше норм законодательства, требований совместного фактического проживания в одном жилом помещении лица из числа детей-сирот и лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, с целью установления факта невозможности проживания лица из числа детей-сирот в ранее занимаемых (закрепленных) жилых помещениях, указанные выше нормы не содержат. (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2020 г. N 47-КА20-1).
Доказательств злоупотребления правом со стороны истца ответчиком суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации г. Орла, факт невозможности проживания истца Журавлевой К.Д. в закрепленном за ней жилом помещении установлен при рассмотрении дела.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании ответчика на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений данной категории лиц не влекут отмену судебного акта и не опровергают выводы суда о наличии у Журавлевой К.Д. права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном действующим законодательством.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставление истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы лиц, включенных ранее в Список детей-сирот и лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нормами Жилищного кодекса РФ и Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Напротив, ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Частью 3 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Законом Орловской области от 06 декабря 2007 г. N 727-ОЗ (ч. 5 ст. 2) предусмотрена очередность при постановке на учет указанной категории лиц.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма, а обязанность органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Иные доводы жалобы администрации г. Орла сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, они были предметом исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.