Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А, судей: Корнеевой А.Е, Симоновой Т.А, при секретаре Абросимовой И.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анохина Руслана Викторовича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, начальнику филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ФИО22, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО19, заместителю начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО21, инспектору ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО28, ДПНК ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО20 о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в непринятии мер по организации проведения медицинского обследования, в несоблюдении нормативов питания, в изъятии личных вещей; в ограничении в приобретении продуктов питания, в не регистрации заявления, по апелляционным жалобам Анохина Руслана Викторовича, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия, установила:
Анохин Р.В. отбывающий наказание, связанное с лишением свободы, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, начальнику филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ФИО23, начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО24, заместителю начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО25, инспектору ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО26, ДПНК ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области ФИО27 о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в непринятии мер по организации проведения медицинского обследования, в несоблюдении нормативов питания, в изъятии личных вещей; в ограничении в приобретении продуктов питания, в не регистрации заявления.
В обоснование иска указал, что в его амбулаторной медицинской карте имеются рекомендации стоматолога ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области от 02.03.2020 о направлении его в филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России (далее - филиал "Больница") на обследование скола зубов нижней челюсти.
17.03.2020 он был этапирован из ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области в ЕПКТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области на три месяца. По прибытию в ИК-5 он обратился за медицинской помощью с жалобой на боль в нижней челюсти, сколы зубов, пояснял, что у него имеются рекомендации о направлении на обследование в филиал "Больница". Однако начальник филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ФИО29 в больницу его не направил, на его заявление от 13.04.2020 о направлении в больницу ответ не предоставил.
21.05.2020 в ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области из филиала "Больница" приезжала врачебная комиссия, которой вновь даны рекомендации о направлении его на обследование в филиал "Больница". На обследование он направлен не был. Им неоднократно писались заявления: 09.06.2020, 10.06.2020 на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, начальника филиала МЧ -3 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ФИО30 соответственно с жалобами на боль в челюсти, сколотые зубы, с просьбой дать ответ, по каким причинам его не направляют на обследование согласно рекомендаций врачебной комиссии от 02.03.2020 и от 21.06.2020, которые остались без ответа, на обследование его не направили.
Также указывает на то, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области не соблюдают нормы питания, положенные осужденным: не выдают пайковой норматив мясных изделий и мяса - 40 г мяса в обед и 30 г курицы на ужин; не выдают каждый день по 100 г молока коровьего; яиц куриных вареных по 2 штуки в неделю; вместо картофеля кормят сухой картошкой, нарезанной длинными кубиками; гороховую кашу готовят вместе с пшеном, рисовые и гречневые каши жидкие, из супов дают одни щи, борщ и рассольник, хлеб кислый, приготовленный из муки 3 сорта; из многих разновидностей рыбы кормят только одной вареной путасу.
Кроме того, по прибытию 17.03.2020 в ЕПКТ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области из ИК-4 у него были изъяты: спортивный костюм "адидас" темного цвета, спортивные кроссовки темного цвета, кипятильник, которые были помещены на склад, хотя данные вещи разрешены, и он их может хранить в своей личной сумке.
Также он просил администрацию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, предоставить прайс-лист продуктов питания и предметов первой необходимости, которые он может купить в магазине ИК-5. В данном прайс-листе имеется 149 наименований товаров. Однако администрация учреждения ограничивает его возможности в полном объеме приобретать продукты питания в этом магазине, вписывая в прайс - лист тот товар, который ей выгоднее продать и, указывая неполноценный перечень продуктов питания, находящихся в магазине.
13.04.2020 на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области он написал заявление о вызове сотрудников из СУ СК России по Тамбовской области Моршанского межрайонного СО для подачи заявления на сотрудников УИС Тамбовской области. Данное заявление не было зарегистрировано в журнале регистрации ИК-5, сотрудники СУ СК России по Тамбовской области приглашены не были.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года административные исковые требования Анохина Руслана Викторовича удовлетворены в части.
Признано незаконным бездействие федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 68 Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования (рентгенографии) 1, 2 зубов нижней челюсти в установленные законом сроки.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
С ФКУЗ МСЧ - 68 ФСИН России в пользу Анохина Р.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
С Анохина Руслана Викторовича в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 200 рублей.
Не согласившись с решением суда, Анохиным Р.В. подана апелляционная жалоба о его изменении и признании незаконным бездействия вышеуказанных должностных лиц.
Указывая на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, считает, что ввиду бездействия ФИО31. по не направлению на обследование как в филиал "Больница", так и ЦРБ г. Моршанска, он четыре месяца терпел физическую боль. При поступлении в ФКУ ИК -4 УФСИН по Тамбовской области его незамедлительно вывезли в ЦРБ р.п. Сосновка Тамбовской области, где ему сделали рентген, провели консультацию врача и установили кисту над зубом, от чего болит правая сторона лица.
Также указывает на то, что в ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Тамбовской области осужденным не выдают положенный норматив питания. 28, 29, 30, 31 мая, 1, 2 июня 2020 г. выдавали каши на молоке, но не положенные 100 гр. молока, мясо и овощную запеканку с яйцом не выдают.
Полагает, что по прибытию в ЕПКТ у него необоснованно были изъяты вещи в нарушение приказа от 16.12.2016 N 295. Несмотря на то, что он говорит, что не собирается брать эти вещи в камеру и оставил их в спортивной сумке, вещи были отнесены на склад для хранения личных вещей осужденных.
Считает, что суд был заинтересован в исходе дела и принимал только доводы административных ответчиков, необоснованно отказал в удовлетворении заявленных им ходатайств и отклонил показания свидетеля Одина В.В.
В апелляционной жалобе, поданной ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, содержится требование об отмене решения суда в части признания бездействия незаконным, а также взыскания с них судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Мотивирует доводы тем, что ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России оказывает медицинскую помощь осужденным и лицам, содержащимся под стражей в соответствии с действующим законодательством, в том числе и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой и в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 среди сотрудников и лиц содержащихся в учреждениях УФСИН России по Тамбовской области распоряжением УФСИН России по Тамбовской области от 17.03.2020 N 17-р введены дополнительные санитарно-противоэпидемических (профилактических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения коронавирусной инфекции. Приказом УФСИН России по Тамбовской области от 10.04.2020 N 278 "О введении дополнительных режимно - ограничительных, санитарно-эпидемических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ИК, СИЗО области с 10.04.2020 и до особого разрешения приостановлен вывоз подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ИК, СИЗО УФСИН России по Тамбовской области.
Приказом УФСИН России по Тамбовской области от 29.04.2020 N 3 "О введении режимно-ограничительных мероприятий (карантин) в ФКУ ИК-1, ИК-5, ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области" введен карантин с 30.04.2020 по 13.05.2020, приказом УФСИН России по Тамбовской области от 14.05.2020 N339 "О внесении изменения в приказ УФСИН России по Тамбовской области от 29.04.2020 N 317 "О введении режимно-ограничительных мероприятий (карантин) в ФКУ ИК-1, ИК-5, ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области" внесены изменения, карантин введен с 14.05.2020 по 27.05.2020, приказом УФСИН России по Тамбовской области от 26.05.2020 N 356 "О продлении режимно-ограничительных мероприятий (карантин) в ФКУ ИК-1, ИК-3, ИК-5, ЛИУ-7, ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области" карантин продлен с 28.05.2020 и до особого распоряжения.
В период нахождения истца в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области, при предъявлении жалоб на зубную боль безотлагательно осматривался врачом-стоматологом. Проведено лечение 2, 4, 5 зубов, были даны разъяснения о временном прекращении этапирования в филиал "Больница" в связи с карантинным режимом. Считает, что вся необходимая и неотложная стоматологическая помощь Анохину Р.В. оказывалась, признаки угрозы жизни отсутствовали. При каждом обращении с жалобами, медицинскими работниками принимались меры реагирования, и была оказана вся необходимая медицинская помощь.
Исходя из целей и задач ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, входящего в структуру ФСИН России, как федерального органа исполнительной власти, наделенного государственными функциями по исполнению наказания на них распространяется пп. 19 п. 1 ст. 336.36 Налогового кодекса РФ, которым установлена льгота, по уплате государственной пошлины.
В возражениях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области выражает свое несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Анохина Р.В.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), пунктами 1, 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Исходя из смысла статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 N 285 (далее - Порядок N 285).
Согласно пункту 2 Порядка N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 2 статьи 15).Право на достаточное питание и основное право каждого человека на свободу от голода закреплены в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Право человека на достаточное питание является основным правом, необходимым для осуществления всех других прав человека, и налагает на государство обязательство обеспечить осуществление хотя бы на минимальном уровне этого права при любых обстоятельствах.
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия Правительство Российской Федерации определило минимальные нормы питания в постановлении от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Пунктом 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 установлено, что осуждённые обеспечиваются по установленным нормам трёхразовым горячим питанием.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) от 2 сентября 2016 г N 696 г. утверждён Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В соответствии с п.41, 42 Порядка, режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.
На основании частей первой, второй статьи 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
В соответствии с п.54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 N 295, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Согласно п.62 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Анохин Р.В. отбывает наказание в виде лишения свободы, находясь в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области. 02.03.2020 осмотрен врачом-стоматологом МЧ-2 ФКУЗ МСЧ -68 ФСИН России ему был поставлен диагноз: дефект коронок 1, 2 зубов нижней челюсти, средний кариес 2 зуба. Для исключения патологии периапикальных тканей рекомендована рентгенография 1, 2 зубов нижней челюсти. Консультация стоматолога г.Тамбова филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ -68 ФСИН России.
03.03.2020 осмотрен выездной врачебно-сестринской бригадой филиала "Больница", которая подтвердила указанный диагноз и рекомендовала сделать запрос в филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России при наличии рентгеновской пленки для зубов.
Анохин Р.В. был помещен в ЕПКТ на три месяца, 17.03.2020 был этапирован из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области. С момента поступления в ИК- 5 он периодически обращался с жалобами на боль в нижней челюсти, сколы зубов, в медицинскую часть учреждения.
20.03.2020 получен ответ из филиала "Больница" об отказе Анохину Р.В в плановой госпитализации до ближайшей консультации выездной врачебно-сестринской бригады.
21.05.2020 Анохин Р.В. осмотрен выездной врачебно-сестринской бригадой врачей филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, установлен диагноз: дефект коронок 1, 2 зубов нижней челюсти, рекомендовано: 1) рентгенография 1, 2 зубов нижней челюсти, верхнечелюстных пазух в плановом порядке после снятия карантина; 2) НПВС при болях.
Осужденный Анохин Р.В. убыл из ИК-5 20 июля 2020 г.
29.07.2020 Анохину Р.В. проведена рентгенография околоносовых пазух в прямой проекции, прицельные снимки костей лицевого черепа. На рентгенограмме нижней челюсти справа видимых костно-деструктивных изменений не выявлено.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части, суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования Анохина Р.В. исходил из не направления его в структурное подразделение медицинской организации уголовно-исполнительной системы, организацию системы муниципального или государственного здравоохранения, в установленные сроки. Отклоняя остальные требования суд пришел к выводу о том, что указанные административным истцом факты нарушения его прав о несоблюдении нормативов питания, изъятия личных вещей, ограничении в приобретении продуктов питания, в не регистрации заявления, не нашли своего достоверного подтверждения. Необходимая совокупность условий для удовлетворения административного иска в этой части не была установлена.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на законе и подтверждаются исследованными доказательствами.
Так, суд первой инстанции правильно указал на то, что в силу Порядка N 285 при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно - исполнительной системы медицинская помощь оказывается в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403. Согласно данной Программы сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения.
Вопреки утверждениям административного ответчика, доказательств того, что предпринимались какие - либо мероприятия для проведения Анохину Р.В. обследования в других медицинских организациях, либо о наличии препятствий проведения обследования в филиале "Больница" до 10.04.2020, суду не представлено. Более того, при поступлении Анохина Р.В. в ИК-4 обследование было проведении в ЦРБ р.п. Сосновка Тамбовской области.
Ссылка автора жалобы на отсутствие возможности организовать рентгенографию и обследования осужденного в период распространения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией COVID -19 не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, так как в плановой госпитализации было отказано 20.03.2020 до введения ограничительных мер и издания приказа о приостановлении этапирования.
Таким образом, исходя из вышеуказанных фактических обстоятельств, характера правоотношений сторон и норм законодательства, которые их регулируют, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации обследования в установленные сроки является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает права административного истца на своевременное оказание медицинской помощи.
Также суд обосновано не установилоснований для признания незаконным бездействия должностным лиц : начальника филиала МЧ- 3, так и начальника ИК- 5 (на котором настаивает административный истец), поскольку медико-санитарное обеспечение осужденных, в том числе стоматологическое лечение, осуществляет ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России. Более того, плановую госпитализацию в филиал "Больница" организует непосредственно ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, которое 20.03.2020 направило письмо об отказе в плановой госпитализации Анохина Р.В.
Суждения административного истца о несоблюдении нормативов питания, в том числе и его качество, были проверены судом первой инстанции, признаны несостоятельными, поскольку они являются голословными, ничем не подтверждены. Изученные котловые ордера ИК -5 за период с 01.04.2020 по 17.06.2020, свидетельствовали о соблюдении минимальной норме питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.
При этом автором апелляционной жалобы не учитывается, что мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Правовых оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции относительно нормативов питания, его качества судебная коллегия не усматривает, соглашаясь с выводами суда.
Также судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области по ограничению административного истца в приобретении продуктов питания. Административный истец расценивает ограничение как отсутствие товаров, указанных в прайс-листе с наименованием продуктов питания и вещей в магазине, и предоставление ему именно администрацией ИК-5 неполного перечня товаров, имеющихся в магазине для осужденных. При этом розничную продажу пищевых продуктов и непродовольственных товаров в магазине на территории ИК-5 осуществляет ФГУП " ***" ФСИН России, сотрудники которого составляют прайс-листы с наименованием товаров для приобретения осужденными. Данному доводу была дана подробная правовая оценка в решении суда первой инстанции, оснований для иной оценки судебная коллегия не имеет. Апелляционная жалоба Анохина Р.В. таких обстоятельств не содержит и выводы суда не опровергает.
Вопреки утверждениям Анохина Р.В. судом не установлен факт передачи им сотрудникам ИК -5 заявления на имя начальника ИК-5 о вызове сотрудников из Моршанского межрайонного СО СУ СК России по Тамбовской области и доказательств этого в материалах дела отсутствуют и суду не представлено. Соответственно законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия по не регистрации его заявления, не имеется.
Что касается изъятия личных вещей: кипятильника (2 шт.), кроссовок, шарфа, костюма спортивного у Анохина Р.В, то суд первой инстанции обоснованно исходил из положений пункта 157 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, которым установлено, что осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.
Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов (пункт 158 Правил).
Доводы административного истца об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах.
При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с распределением расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела. Так взыскивая с ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России оплаченную государственную пошлину Анохиным Р.В, суд оставил без внимания тот факт, что в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФСИН России входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Следовательно, участие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в рассмотрении дела в качестве административного ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом государственной власти полномочий и, соответственно, его деятельностью, в связи с чем учреждение в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины, в том числе и как административный ответчик.
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в пользу Анохина Р.В. подлежит изменению. Учитывая, что административным истцом была оплачена государственная пошлина 300 руб, а в удовлетворении четырех требований было отказано, по которым государственная пошлина не была оплачена в сумме 1200 руб. то с Анохина Р.В. подлежит взысканию 900 руб. По требованию, которое было удовлетворено административный ответчик в силу закона освобожден от её оплаты.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия.
определила:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2020 года изменить в части распределения судебных расходов.
Взыскать с Анохина Руслана Викторовича в доход муниципального образования - город Моршанск Тамбовской области государственную пошлину в размере 900 руб.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Анохина Руслана Викторовича, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Моршанский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.