Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9605/2019 по апелляционной жалобе ответчика - начальника Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации "данные изъяты" (далее - Полевое учреждение "данные изъяты") на решение 26 гарнизонного военного суда от 8 декабря 2020 г, которым удовлетворён иск военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" (далее - военный прокурор) в интересах Нагорной Светланы Владимировны к Полевому учреждению "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, военный прокурор обратился в суд с иском в интересах Нагорной, в котором просил взыскать с Полевого учреждения "данные изъяты" в её пользу 687 566, 15 руб. Свои требования истец мотивировал тем, что Нагорная работает "данные изъяты" "данные изъяты", которое относится к воинским формированиям Российской Федерации, временно находящимся на территории Республики Казахстан. Однако вопреки положениям статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ), заработная плата выплачивается Нагорной без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов, в связи с чем за период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2020 г. ей недоплачены денежные средства в названном размере.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что, применяя к спорным правоотношениям положения статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ, суд не учёл статус Банка России и ошибочно приравнял его структурное подразделение - полевое учреждение к воинским формированиям, поскольку термин "воинские формирования", предусмотренный названным законом, применяется только в целях данного нормативного правового акта. Правовой статус полевых учреждений определён статьями 83, 86 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённым совместным приказом Председателя Центрального банка РФ и Министра обороны РФ "данные изъяты" действовавшим до 1 апреля 2020 г, и Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённым Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ "данные изъяты", согласно которым полевые учреждения являются воинскими учреждениями в составе единой централизованной системы Банка России с вертикальной структурой управления, то есть входят в структуру одного юридического лица. Общее руководство полевыми учреждениями по вопросам банковской деятельности осуществляет Председатель Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Последний присваивает полевым учреждениям индивидуальные наименования принадлежности к Банку России. Они состоят на налоговом учёте в качестве обособленных подразделений Банка России.
Отмечает, что, вопреки выводу суда, полевые учреждения не входят в структуру Вооружённых Сил РФ в качестве объединений, соединений, воинских частей и организаций, предусмотренных статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, и, исходя из положений Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", не относятся к другим войскам и воинским формированиям.
Обращает внимание на то, что в отличие от воинских формирований военная служба в Банке России законом не предусмотрена, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения не на воинские должности.
Полагает, что в силу статьи 5 Федерального закона N 284-ФЗ финансирование предусмотренных в нём мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации, а не Банка России, который в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не отвечает по обязательствам государства. Поэтому социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Считает, что Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку оно не регулирует вопросы, связанные с реализацией прав и социальных гарантий граждан, и не содержит соответствующих отсылочных норм. Понятие "воинские формирования Российской Федерации", содержащееся в названном Соглашении, применяется только для целей данного Соглашения и отличается от аналогичных терминов, применяемых в других международных актах Российской Федерации, заключённых как с Республиками Казахстан, Беларусь и Киргизской Республикой.
Отмечает, что в нарушение требований статьи 198 ГПК РФ суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам ответчика.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно выписке из приказа начальника Полевого учреждения "данные изъяты" от 12 июля 1995 г. N 69 (л.д. 13), Нагорная принята на работу в Полевое учреждение "данные изъяты".
Как следует из копий трудового договора от 29 апреля 2002 г. N 18 (л.д. 14-16) и дополнительных соглашений к нему (л.д. 17-48), работодатель - Банк России в лице начальника Полевого учреждения N "данные изъяты" принял на себя обязательство по обеспечению Нагорной, принятой на работу в Полевое учреждение "данные изъяты", заработной платой и иными соответствующими доплатами, надбавками, поощрительными, стимулирующими и компенсационными выплатами в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно статье 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
В соответствии со статьёй 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
Кроме того, до 1 апреля 2020 г. действовало Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка РФ и Министра обороны РФ "данные изъяты"
В силу названного Положения "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты".
С 1 апреля 2020 г. введено в действие новое Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ "данные изъяты", которое также предусматривает, "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Таким образом, Полевое учреждении "данные изъяты" является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нём, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
В силу статьи 1 названного закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях настоящего Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключённого 20 января 1995 г. в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Нагорная в период с 1 сентября 2019 г. по 31 августа 2020 г. имела право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работала в Полевом учреждении "данные изъяты", которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
Из расчёта заработной платы Нагорной (л.д. 55) следует, что размер денежных средств, недоплаченных истцу за указанный в период в связи с тем, что заработная плата начислялась ей без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов, составил 687 566, 15 руб. С указанным размером согласился ответчик.
При таких данных суд обоснованно взыскал с Полевого учреждения "данные изъяты" в пользу Нагорной названную денежную сумму, а соответствующие доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям являются несостоятельными.
Утверждение автора жалобы и о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится, является безосновательным.
В силу статьи 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Действовавшее в спорный период Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривало, что "данные изъяты"
Пунктом 6.3.2 Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, действующего с 1 апреля 2020 г, предусмотрено, "данные изъяты"
"данные изъяты"
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
При таких данных оспариваемое судебное постановление по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 8 декабря 2020 г. по иску военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - "данные изъяты" "данные изъяты" в интересах Нагорной Светланы Владимировны к Полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.