Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 23 мая 2008 г. N А61-356/08-13
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2008 г.
Полный тест решения изготовлен 23.05.2008 г.
ООО "Аланиярегионгаз" обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с иском к Владикавказскому муниципальному учреждению "Центр по выплате компенсаций (субсидий) за ЖКУ" о взыскании 772.654 руб. 36 коп. задолженности по возмещению выпадающих доходов, возникших в результате предоставления льгот малообеспеченным гражданам г. Владикавказа по оплате газоснабжения в ноябре-декабре 2006 года.
Определением от 15.04.2008 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания (далее Минфин России), Министерство финансов РСО-Алания, (далее Минфин РСО-Алания) и финансово-казначейское управление АМС г. Владикавказа (далее Финуправление г. Владикавказа).
Исковые требования основаны на нормах статей 15, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15, 4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиками обязательств по погашению затрат связанных с предоставлением льгот малообеспеченным гражданам г. Владикавказа по оплате газоснабжения в ноябре-декабре 2006 г. у истца возникли убытки.
Представитель Минфина России в своих возражениях указал, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи малоимущим в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора услуг и субсидий является обязательством субъектов Российской Федерации. В связи с этим в иске к Минфину РФ просил отказать.
Представитель финансово-казначейского управления г. Владикавказа дал суду аналогичные пояснения, указав, что согласно Постановления Правительства РСО-Алания от 20.02.2004 г. N 35 и от 30.05.06 г. N 108 через администрацию местного самоуправления в соответствии с заключаемыми договорами с организациями, предоставляющими льготы, на основании отчетов и соответствующих актов сверки, за счет местного бюджета, возмещаются выпадающие доходы по ряду категорий льготников. Источником финансирования является Республиканский бюджет в рамках дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поступает на счета города в виде трансфертов населению, нерегулярно.
Администрация местного самоуправления г. Владикавказа направляла в адрес Правительства РСО-Алания письма о задолженности по субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг (исх. NN 168, 169 от 08.02..2007 г.), регулярно информировало Министерство финансов РСО-Алания о наличии задолженности по выплате гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. В 2006 г. из бюджета Республики Северная Осетия - Алания на выплату субсидий малоимущим гражданам было выплачено 32056,4 тыс. руб., вместо начисленных 58915,4 тыс. руб. из них: ООО "Аланиярегионгаз" начислено за 2006 г. - 8165,67 тыс. руб., а оплачено 7432,70 тыс. руб. Кроме того, ООО "Аланиярегионгаз" оплачиваются долги и других коммунальных служб: ВМУП ТС, ОАО "Севкавказэнерго", ВМУ СЕЗ по начисленным субсидиям.
В судебное заседание не явился представитель Министерства финансов РСО-Алания.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Минфина РСО-Алания извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Минфина РСО-Алания, в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, предметом заявленного ООО "Аланиярегионгаз" иска явились убытки в размере 772.654 руб., возникшие в связи с предоставлением субсидий малоимущим гражданам г. Владикавказа при оплате услуг по газоснабжению оказанные в ноябре - декабре месяцах 2006 года.
Согласно статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавший в спорный период) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок предоставления субсидий малообеспеченным гражданам урегулирован Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья в коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 г. N 444.
Функции, по установлению и начислению субсидий малообеспеченным гражданам по г. Владикавказу, возложены на Владикавказское муниципальное учреждение Центр по выплате компенсаций (субсидий) за жилищно-коммунальные услуги (далее Центр ЖКУ).
Центр ЖКУ на основании заявлений граждан и необходимых документов принимал решение о предоставлении субсидий сроком на 6 месяцев, рассчитывал ее размер, формировал списки граждан имеющих право на льготу и ежемесячно направлял данные списки истцу. Средства на возмещение своих расходов от оказания льгот истец получал непосредственно от Центра ЖКУ, которому указанные средства выделялись финансово-казначейским управлением г. Владикавказа.
В результате предоставления в ноябре-декабре 2006 г. субсидий на оплату газа малоимущим гражданам г. Владикавказа у истца возникли убытки, невозмещение которых послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Факт понесения истцом убытков в виде недополученных доходов не оспаривается ни одним из участвующих в деле лиц и подтверждается представленными суду списками граждан имеющих право на субсидии (пользующихся ими), расчетными листами на получение субсидий, документами, подтверждающими наличие права на льготу, а так же актом сверки задолженности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.2005) финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан, а также предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Поскольку финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетом из бюджетов субъектов Российской Федерации, то надлежащим публично-правовым образованием, за счет которого должны быть возмещены убытки истца от предоставления льгот является Республика Северная Осетия-Алания в лице Минфина РСО-Алания как финансового органа, представляющего интересы казны Республики Северная Осетия Алания.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В рассматриваемом случае противоправность поведения заключалось в уклонении (бездействий) Республики Северная Осетия-Алания от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан, а также в уклонении от действий по разработке порядка финансирования данных расходов.
Исходя из изложенного, льготы, предоставленные ООО "Аланиярегионгаз" в ноябре - декабре 2006 года подлежат взысканию за счет средств казны Республики Северная Осетия - Алания.
Оснований для возложения расходов по компенсации указанной задолженности на казну Российской Федерации не имеется.
Муниципальные учреждения ("Центр по выплате компенсаций (субсидий) за ЖКУ" и финансово-казначейское управление АМС г. Владикавказа) также подлежат освобождению от ответственности как необеспеченные финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федеральных законов (ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления", пункт 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления")
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 1 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"
Довод представителя Минфина РСО-Алания заявленный им в ходе предварительного судебного заседания о том, что истец не подтвердил первичными бухгалтерскими документами размер предоставленных льгот населению г. Владикавказа в заявленном размере, отклоняется. В обоснование своих требований общество предоставило суду списки граждан, имеющих право на субсидии (пользующихся льготами), расчетные листы на получение субсидий, документы, подтверждающие наличие права на льготу, акт сверки задолженности, справки о начислении субсидий, заявки Финуправления АМС г. Владикавказа направленные в Минфин РСО-Алания на выделение средств для финансирования расходов на предоставление субсидий. В деле отсутствуют доказательства прекращения истцом газоснабжения населения в спорный период. Предметом иска являются выпадающие доходы, то есть разница между тарифом на отпущенный потребителям природный газ и платой за него в льготном размере. Таким образом, по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу не требуется доказывать какими-либо дополнительными документами объем предоставленных льгот населению г. Владикавказа.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность погасить убытки истца от предоставления льгот следует возложить на Республику Северная Осетия Алания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Взыскать с казны Республики Северная Осетия Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в пользу ООО "Аланиярегиогаз" 772654 руб. 36 коп.
В иске к Министерству финансов РФ отказать.
В иске к ВМУ "Центр по выплате компенсаций (субсидий) за ЖКХ" отказать.
В иске к Финансово-казначейскому управлению АМС г. Владикавказа отказать.
Выдать справку ООО "Аланиярегионгаз" на возврат уплаченной госпошлины в сумме 14227 руб. (п/п N 63 от 06.02.08)
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 мая 2008 г. N А61-356/08-13 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело