Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 25 апреля 2008 г. N А61- 303/08-14
(извлечение)
ВМУП "Владводосток" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РСО-Алания (далее - Управление Росприродназора# по РСО-Алания, Управление) о признании неправомерным квалификации Ответчиком факта сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказа с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов как нарушение; отмене как незаконного пункта 2 предписания ответчика N 223/030 от 29.01.2008 г о прекращении сброса сточных вод с очистных сооружений с превышением ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов поверхностного водного объекта (р. Терек); взыскания с ответчика судебных издержек. Заявление обосновано следующим.
Управление квалифицировало действия предприятия по осуществлению им основной деятельности, а именно - сбросу сточных вод, как нарушение водного законодательства.
В своем предписании Управление требует от предприятия прекращения сброса сточных вод с очистных сооружений с превышением нормативов качества (ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов) поверхностного водного объекта (р. Терек).
Указанные ПДК загрязняющих веществ (предельно допустимые концентрации) установлены приказом Государственного комитета РФ по рыболовству N 96 от 28.04.99 г. и нормируют качество водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, но не качество сточных вод водопользователя.
По-видимому, в дате вышеуказанного Приказа и дальше по тексту допущена опечатка. См. Приказ от 28 июня 1995 г. N 100 "О рыбохозяйственных нормативах"
Нормирование качества сточных вод водопользователя сбрасываемых им в водный объект должно определяться в соответствии с методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (пункт 2 Постановления Правительства РФ 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"). ВМУП "Владводосток" является водопользователем, так как использует водный объект для сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказ.
Согласно пункту 2 данного постановления Министерству природных ресурсов Российской Федерации поручено утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. На момент проверки такая методика не была утверждена.
Из определений понятий, данных в статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", усматривается, что для ВМУП "Владводосток", как для субъекта хозяйственной и иной деятельности должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду.
ПДК (предельно допустимые концентрации) - это нормативы предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и организмов в окружающей среде. ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов по смыслу названия являются показателями качества воды в водных объектах рыбохозяйственного значения.
С учетом изложенного считает, что нормирование сточных вод для водопользователей устанавливается в соответствии с показателями массы химических веществ, допустимых для поступления в окружающую среду в единицу времени, но не концентраций химических веществ, как считает Управление.
Считает, что ответчик неправомерно применил нормативы оценки качества окружающей среды, тогда как необходимо было применить нормативы допустимого сброса.
Требованиями к сточным водам является не превышение (соблюдение) установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Указанное соответствует смыслу пункта 5 статьи 35 Водного кодекса РФ, согласно которому количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 4 статьи 35 Водного кодекса РФ"
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах - это два разных термина, которые нельзя подменять.
Технологии по очистке сточных вод с очистных сооружений до качества, соответствующего ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, не существует. Этого не требует и водное законодательство.
Дополнением к заявлению N 223 от 08.04.2008 г сослалось на следующее. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 844 от 30.12.2006 г "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" заявитель 20.02.2008 г обратился в Территориальный отдел водных ресурсов ЗКБВУ по РСО-Алания с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. На указанный запрос поступил ответ о том, что процесс формирования Государственного водного реестра не закончен, с учетом чего считает, что предприятие не имело возможности получить решение на право пользования водным объектом в законном порядке.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы заявления и уточнили заявленные требования, пояснив, что предприятие просит признать неправомерным квалификацию факта сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказа с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов как нарушение, данную в акте проверки N 223/030 от 29.12.2007 г.
Ответчик в письменном отзыве заявленные требования не признал по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон) в статье 1 даны следующие основные понятия:
- норматив качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
- норматив допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
- норматив допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- естественная экологическая система - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Статьями 21-23 Закона установлено, что нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, среди которых нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (п. 1 ст. 22 Закона).
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории и акватории (п. 2 ст. 22 Закона).
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов качества окружающей среды.
Рыбохозяйственные нормативы, утвержденные приказом Роскомрыболовства РФ от 28.04.1999 г. N 96, представляют собой нормативы качества поверхностных водных объектов, установленные для совершенствования пользования нормативной базой чистоты и режима водных объектов в работе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Перечисленное свидетельствует о том, что заявитель подменяет ПДК рыбохозяйственных водоемов (норматив качества окружающей среды) нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, предназначение которых и выдача их предприятиям - природопользователям направлено не иначе, как на обеспечение соблюдения нормативов качества окружающей среды (ПДК рыбохозяйственных водоемов).
Отсутствие у предприятия нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект не освобождает его от необходимости соблюдения нормативов качества окружающей среды. Осуществляя хозяйственную деятельность, юридические лица - природопользователи должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 39 Закона).
Ссылку истца на Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", как основание для осуществления несанкционированного сброса загрязняющих веществ в р. Терек считает необоснованной, так как данный акт содержит поручение Правительства РФ Министерству природных ресурсов РФ утвердить в 3-месячный срок методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Запретов на предоставление указанных нормативов до подготовки методики документ не содержит. Согласно письму МПР России от 10.10.2007 г N 12-44/9836 "О нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты" до утверждения методики по разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей Федеральному агентству водных ресурсов рекомендуется использовать методические подходы, изложенные в "Методике расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами", разработанный ВНИИИВО и утвержденной Госкомприроды ССС 31.10.1990 г.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы письменного отзыва, пояснив при этом, что осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживание сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что в части требования об отмене пункта 2 предписания N 223/030 в удовлетворении требования следует отказать; в части требований о признании неправомерным квалификации факта сброса сточных вод с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК производство по делу подлежит прекращению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, специалистами Управления Росприроднадзора по РСО-Алания в период с 12.12.07 г. по 29.12.07 г. на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу N 123 от 11.12.2007 г проведена плановая проверка соблюдения ответчиком требований водного законодательства Российской Федерации к использованию и охране р. Терек.
При проведении проверки 19.12.07 г. были отобраны пробы, составлены акты отбора проб N 19 и N 20. На основании результатов химического анализа проб сточных вод от 27.12.07 г. и материалов проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства в области природопользования N 223/030 от 29.12.07 г., в котором зафиксировано осуществление предприятием пользования водным объектом (р. Терек) для целей сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также сброс сточных вод с очистных сооружений предприятия с превышением нормативов качества ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов поверхностного водного объекта р. Терек.
Данный акт проверки подписан руководителем предприятия с указанием о том, что он с пунктом 2 акта не согласен.
На основании указанного акта проверки Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания предприятию выдано предписание от 29.12.2007 г, в котором ему предложено оформить право пользования водным объектом, получив решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод в водный объект (р. Терек) и прекратить сброс сточных вод с очистных сооружений с превышением нормативов качества (ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов) поверхностного водного объекта (р. Терек).
При этом Управлением в пункте 2 предписания указано, что заявителем нарушены пункт 6 статьи 56, пункт 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, пункт 2 статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ФЗ "Об охране окружающей среды""
Не согласившись с указанными действиями, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании неправомерным квалификации Ответчиком факта сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказа с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов как нарушение; отмене как незаконного пункта 2 предписания N 223/030 от 29.01.2008 г о прекращении сброса сточных вод с очистных сооружений с превышением ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов поверхностного водного объекта (р. Терек); взыскания с ответчика судебных издержек.
Суд считает, что в части требования о признании неправомерным квалификации факта сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказа с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов как нарушение, данной в акте проверки N 223/030 от 29.12.2007 г., производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что акт проверки соблюдения природоохранного законодательства Министерства N 223/030 от 29.12.2007 года не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного требование о признании квалификации факта сброса сточных вод с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, как нарушение, данное в акте проверки N 223/030, рассмотрению в арбитражном суде не подлежит и производство по делу в части указанного требования подлежит прекращению.
В части отмены пункта 2 предписания N 223/030 от 29.12.2007 г в удовлетворении требования следует отказать по следующим основаниям.
Как усматривается из Устава предприятия, оно является правопреемником ВМУП ВКХ, в соответствии с уставной деятельностью эксплуатирует очистные сооружения г. Владикавказа и распределительные сети, оказывает населению и другим потребителям услуги по приему в систему канализации сточной жидкости, занимается транспортировкой и очисткой сточной жидкости.
Из материалов дела следует и не отрицается самим предприятием, что предприятие пользуется водным объектом (р. Терек) без разрешающих документов, не имея лицензии и решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (подпункт 19).
Статьей 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в части охраны окружающей среды.
Согласно пункту 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ норматив качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; норматив допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В силу статьи 21 указанного Закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровня радиоактивности и тепла; Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Статьей 22 указанного Закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом особенностей территорий и акваторий.
Статьями 34, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ установлены виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, обязанность соблюдения юридическими лицами требований и утвержденных технологий в области охраны окружающей среды, а также нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.
Таким образом, хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ разрабатываются и утверждаются для водных объектов рыбохозяйственного значения специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.05.2005 г N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов".
При этом в указанной сфере продолжает действовать приказ Роскомрыболовства РФ от 28.04.1999 г N 96 "О рыбохозяйственных нормативах", которым в целях совершенствования пользования нормативной базой чистоты и режима водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение в работе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды утвержден перечень рыбохозяйственных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение.
Таким образом, основным критерием качества вод является содержание предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Согласно "Перечню рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб", утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР N 554 от 26.10.1973 г (с последующими изменениями), река Терек включена в данный перечень.
В нарушение вышеуказанных норм предприятие осуществляет сброс сточных вод в реку Терек с нормативным качеством, превышающим нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, что подтверждается протоколами анализа проб воды от 27.12.2007 г.
Управлением верно определена нормативная база при проведении проверки и установлении требований к нормативам качества сточных вод предприятия.
Оценивая обстоятельства дела, суд считает, что превышение нормативов качества сточных вод стало возможным вследствие непринятия предприятием своевременных мер к выполнению законодательно установленных требований по очистке и обезвреживанию сбрасываемых сточных вод.
Поскольку проверкой установлен факт сброса Обществом неочищенных сточных вод, что приводит к значительному загрязнению окружающей среды, указание в предписании N 223/030 о прекращении сброса сточных вод с очистных сооружений с превышением нормативов качества (ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов) поверхностного водного объекта (р. Терек) является правомерной.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в размере 2.000 руб. следует отнести на заявителя.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Прекратить производство по делу в части требования о признании неправомерным квалификации Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания факта сброса сточных вод с очистных сооружений г. Владикавказа с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих значение ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов как нарушение.
В удовлетворении требования об отмене пункта 2 Предписания Управления Росприроднадзора по РСО-Алания N 223/030 от 29.01.2008 г о прекращении сброса сточных вод с очистных сооружений с превышением нормативов качества (ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов) поверхностного водного объекта (р. Терек) отказать.
Взыскать с ВМУП "Владводосток" в бюджет РФ госпошлину в сумме 2.000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 16-ый апелляционный арбитражный суд в течение месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2008 г. Дело N А61- 303/08-14 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело