Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, А.В. Севастьянова,
с участием представителя муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания - М.А. Гагулати,
руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101.1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41.
Поводом к рассмотрению дела согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" явилось обращение гражданина Сакаева Петра Левановича в форме запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания о запрете торговли всеми видами пиротехники во всех торговых точках, расположенных на территории г. Дигора.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания названное распоряжение.
Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика А.В. Севастьянова, объяснения представителя стороны, а также выступления приглашенных в заседание представителей: от администрации местного самоуправления Дигорского района - начальника юридического отдела К.Е. Тагаева, от Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания - начальника отдела защиты прав потребителей Н.М. Фидарову и заместителя начальника организации и обеспечения деятельности управления СМ. Гацолаеву, от Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания - заместителя начальника отдела дознания и административной практики С.Г. Чечулина,
исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Гражданином П.Л. Сакаевым оспаривается конституционность распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, устанавливающего запрет на торговлю всеми видами пиротехники в торговой сети г. Дигора.
Заявитель считает, что данный нормативный правовой акт нарушает конституционные права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, что не соответствует положениям, предусмотренным статьями 2, 14 (часть 1), 18, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
2. Распоряжением главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 19 декабря 2007 года N 51 "Об изменении распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания N 41 от 22 ноября 2007 года", опубликованном в газете "Вести Дигории" 25 декабря 2007 года, оспариваемый нормативный правовой акт фактически утратил силу.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Как подтверждается представленными материалами, действием оспариваемого распоряжения были нарушены конституционные права и свободы граждан. Следовательно, производство по данному делу, по смыслу части 2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", не может быть прекращено.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, устанавливающее запрет на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г. Дигора.
3. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8); каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2 статьи 35).
В Республике Северная Осетия-Алания свобода экономической деятельности и предпринимательства гарантируется статьей 11 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и наряду с другим конституционным положением о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Республики Северная Осетия-Алания) является одной из основ конституционного строя.
Реализуя данные положения, граждане вправе осуществлять указанную деятельность индивидуально либо совместно с другими лицами путем участия в различных хозяйствующих субъектах, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом изложенных конституционных положений.
Из этого следует, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица в рамках действующего законодательства обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.
4. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 года предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа (часть 2 статьи 4). Аналогичные положения закреплены в Конституции Российской Федерации (статьи 12, 130, 132) и Конституции Республики Северная Осетия-Алания (статьи 8, 108, 110). При этом неотъемлемой частью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, к которым Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 9 части 1 статьи 14) и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания" (пункт 9 части 1 статьи 13) отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Организационно-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов в рамках полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 116-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 15 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2006 года N 1-РЗ "О пожарной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания"). В указанных законах первичные меры пожарной безопасности рассматриваются как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
По-видимому, в номере вышеуказанного Федерального закона допущена опечатка. См. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
5. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 51270-99) пиротехнические изделия по степени потенциальной опасности при их применении подразделяются на пять классов. Поскольку распространение пиротехнических изделий IV-V классов относится к видам деятельности, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статьи 4, 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 467 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий" определен орган, уполномоченный осуществлять лицензирование деятельности по распространению пиротехнических изделий IV-V классов, а также установлены требования и условия для осуществления деятельности по распространению указанных пиротехнических изделий, перечень документов, необходимых для получения лицензии и порядок проведения проверок за соблюдением лицензионных требований и условий. Из этого следует, что федеральным законодателем установлены повышенные требования к определенным классам пиротехнических изделий, направленные на обеспечение прав, законных интересов, охрану здоровья граждан.
Применительно к пиротехническим изделиям I-III классов государственное регулирование деятельности по их распространению осуществляется путем сертификации качества пиротехнической продукции. При этом в течение всего срока действия сертификата компетентными органами проводится инспекционный контроль, необходимый для подтверждения факта соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Следовательно, субъект предпринимательской деятельности свободен в выборе места, времени, ассортимента, торгового партнера в процессе реализации пиротехнической продукции, при соблюдении требований, установленных Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, и Правилами сертификации пиротехнической продукции, утвержденными постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июня 1997 года N 16.
Однако свобода предпринимательской деятельности не исключает права органа местного самоуправления в целях защиты прав потребителей воздействовать на рынок товаров и услуг для предотвращения проникновения на потребительский рынок пиротехнической продукции, не соответствующей установленным требованиям. На территории муниципального образования органам местного самоуправления предоставлено право: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей); в случае выявления по жалобам потребителей товара ненадлежащего качества, а также опасного для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (статья 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2005 года N 1-П, орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах, исходя из того что он не вправе лишать индивидуальных предпринимателей, иных хозяйствующих субъектов их правомочий, составляющих содержание конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, поскольку ограничение конституционных прав в силу их федерального ведения допускается только федеральным законом и исключительно в конституционно значимых целях.
6. Распоряжением главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 установлен запрет на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г. Дигора.
Указанное нормативное положение по существу ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. При этом возможные ограничения прав и свобод, в частности, права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в силу их федерального ведения и регулирования могут быть введены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 о запрете торговли всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г. Дигора, является нормативным правовым актом, по существу ограничивающим конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что противоречит статьям 2, 14, 34, 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 51, статьями 55, 56, 57 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 о запрете на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г. Дигора, не соответствующим статьям 2, 14, 34, 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку оно ограничивает конституционные права и свободы граждан, что допускается только федеральным законом и в конституционно значимых целях.
2. Правоприменительные решения, основанные на положениях распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, признанных не соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания "Дигори Хабаерттае" ("Вести Дигории").
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 марта 2008 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 в связи с запросом гражданина П.Л. Сакаева"
Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" март-апрель 2009 г. N 2
(Дата подписания номера в печать 5 августа 2009 г.)