Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Стандарт качества Муниципальных услуг по предоставлению Дополнительного образования детям в учреждениях Дополнительного образования
1. Сведения об услуге:
Наименование услуги: организация предоставления дополнительного образования детей (за исключением муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями художественно-эстетической направленности: музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств).
Содержание (предмет услуги):
Дополнительное образование детей представляет собой процесс:
1) воспитания учащихся;
2) обучения учащихся посредством реализации дополнительных образовательных программ и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Дополнительное образование детей предоставляется по образовательным программам следующих направленностей:
1) научно-техническое;
2) техническое творчество;
3) физкультурно-спортивное;
4) туристско-краеведческое;
5) эколого-биологическое;
6) военно-патриотическое;
7) культурологическое;
8) социально-педагогическое;
9) естественнонаучное.
Единица измерения услуги - количество учащихся.
Получатели услуги - население в возрасте от 6 до 18 лет (далее - учащиеся). 2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей:
1) Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, одобренная решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 N ПК-2;
2) Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (с изменениями и дополнениями);
3) Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (инструкционное письмо Минобразования России от 24.03.1997 N 12);
4) Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03".
2.1. Основанием для предоставления услуги по дополнительному образованию детей является наличие в учреждении следующих документов:
1) устав учреждения дополнительного образования детей;
2) лицензия на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей;
3) свидетельство о государственной аккредитации учреждения дополнительного образования детей;
4)руководства, правила, инструкции, методики, положения, регламентирующие процесс предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей и определяющие методы (способы) их предоставления и контроля;
5)эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру;
6) заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса;
7)учебные программы (программы обучения дополнительного образования детей).
2.2 Устав учреждения (далее - устав) является основным организационным документом, регламентирующим деятельность учреждений, предоставляющих данную услугу, и должен включать в себя следующие сведения:
1) предназначение учреждения;
2) порядок формирования деятельности, реорганизации и ликвидации;
3) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
4) ведомственная принадлежность и подчиненность;
5) основные задачи деятельности.
Устав должен быть утвержден решением Собрания представителей города Владикавказа, согласован с администрацией города Владикавказа, зарегистрирован в Федеральной налоговой службе. Цели деятельности учреждения должны соответствовать полномочиям органа местного самоуправления в сфере образования.
Устав определяет статус и ответственность учреждения, цели и задачи деятельности, права и обязанности учреждения, имущество и финансы, учет и отчетность, контроль за деятельностью и управление учреждением.
2.3. Руководства, правила, инструкции, методики, положения должны регламентировать процесс предоставления услуг дополнительного образования детей, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
В учреждении используются следующие основные руководства:
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.4.1251-03);
3) руководства по соблюдению гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения;
4) распоряжения и приказы управления образования администрации города Владикавказа и иные руководства в сфере дополнительного образования детей в соответствии с действующим законодательством.
При оказании услуги в сфере дополнительного образования детей используются следующие инструкции:
1) инструкции по эксплуатации оборудования учреждения (паспорта техники);
2) инструкции персонала учреждения (должностные инструкции);
3) инструкции по охране труда в учреждении;
4) инструкция действий при получении анонимного телефонного сообщения об угрозе взрыва, заложенном взрывчатом устройстве, поджоге и иных действиях, могущих повлечь тяжкие последствия;
5) инструкция для персонала при угрозе или возникновении террористических актов;
6) инструкция по делопроизводству в учреждении дополнительного образования детей;
7) иные инструкции.
Основными Положениями в системе дополнительного образования детей являются:
1) положение о педагогическом совете;
2) положение о методическом совете;
3) положение о собрании трудового коллектива;
4) положение об оказании дополнительных платных услуг;
5) положение о попечительском совете;
6) положение о премировании, надбавках и доплатах;
7) положение о структурных подразделениях;
8) положение о комиссии по охране труда и технике безопасности;
9) положение о контрольно-инспекционной деятельности в учреждении и др.
2.4. В состав эксплуатационных документов, используемых при оказании услуг дополнительного образования детей, входят:
1) технический паспорт учреждения;
2) технические паспорта на используемое оборудование;
3) сертификаты соответствия на оборудование (сертификаты качества);
4) инвентарные описи основных средств;
5) иные эксплуатационные документы.
Эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормального и безопасного функционирования, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
Техническая проверка, ремонт оборудования осуществляются организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, на основании договора с учреждением.
2.5. Настоящий Стандарт составляет нормативную основу практической работы соответствующего учреждения.
2.6. В учреждении по предоставлению услуги в сфере дополнительного образования детей в обязательном порядке обеспечивается постоянный анализ существующих документов, а также включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
3. Условия размещения и режим работы учреждений дополнительного образования детей.
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных территориально для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей услуг и предоставление им услуг в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Этажность зданий не может быть более 4 этажей.
Режим работы учреждения дополнительного образования детей определяется уставом учреждения. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования детей должно быть не ранее 8-00 ч., а их окончание - не позднее 20-00 ч.
Занятия детей в учреждениях дополнительного образования детей могут проводиться в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время.
В здании учреждения, предоставляющего услугу в сфере дополнительного образования детей, должны быть предусмотрены следующие помещения:
1) учебные помещения (классные комнаты);
2)гардеробная;
3) специализированные помещения (спортивный и актовый залы, библиотека, студии и т.д.).
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и других факторов).
Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах.
Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования детей, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.
При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.
Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Основные помещения учреждений дополнительного образования детей должны иметь естественное освещение.
4. Техническое оснащение учреждений дополнительного образования детей Каждое учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
Основным техническим оснащением учреждений дополнительного образования детей в соответствии с реализуемыми в учебном процессе программами дополнительного образования детей являются:
1) музыкальная аппаратура и музыкальные инструменты;
2)станки;
3) лабораторное оборудование;
4) компьютерная техника;
5) учебно-практическое оборудование;
6) видеоаппаратура;
7) швейные машины;
8) иное оснащение.
Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.
Состояние электрического оборудования в дополнительных учреждениях определяется путем проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и т.д.
5. Укомплектованность учреждений дополнительного образования детей кадрами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Предоставление услуги в сфере дополнительного образования детей осуществляют следующие виды персонала:
1) педагогический персонал;
2) административно-управленческий персонал;
3) учебно-вспомогательный персонал;
4) обслуживающий персонал.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для .выполнения возложенных на него обязанностей.
У специалистов должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения, предоставляющего услугу в сфере дополнительного образования детей, должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к учащимся и их родителям (законным представителям) максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
6. Требования к технологии оказания услуги дополнительного образования детям
Учреждения дополнительного образования детей предназначены для:
1) обеспечения необходимых условий личностного развития;
2) укрепления здоровья и профессионального самоопределения;
3) творческого развития детей и подростков;
4) формирования общей культуры учащихся;
5) адаптации личности к жизни в обществе;
6) организации содержательного досуга.
Дополнительное образование детей производится с целью развития индивидуальных потребностей ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей может быть представлено следующими видами образовательных учреждений:
1) центры детского творчества;
2) центры детского и юношеского туризма и экскурсий;
3) станции юных техников;
4) станции юных натуралистов;
5) дома художественного творчества;
6) дворцы детского творчества;
7) подростковые клубы;
8) центры народных промыслов;
9) клубы техников;
10) детско-юношеские центры;
11) детские оздоровительно-образовательные лагеря;
12)спортивно-туристические оздоровительно-образовательные центры;
13) детско-юношеские спортивные школы;
14) специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва.
Количество учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям, должно обеспечивать всех желающих заниматься в них.
В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и тому подобных групп).
С учетом направленности программ дополнительного образования детей занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.
Продолжительность занятия в учреждении дополнительного образования детей без перерыва должна составлять не более 40 минут, а для детей 6-летнего возраста - 30 минут. Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования детям, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации воспитанника в обществе.
Содержание образования в учреждениях дополнительного образования детей строится на основании:
1) типовых программ, утвержденных Министерством образования;
2)откорректированных типовых программ, утвержденных педагогическим советом учреждения;
3)адаптированных программ, утвержденных органом местного самоуправления;
4)авторских программ, прошедших экспертизу областного экспертного совета. Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизиологических возможностей учащихся.
Осуществление образовательного процесса строится на основе добровольного выбора обучающимися направлений деятельности.
Организация образовательного процесса предусматривает, что:
1) основной формой образовательной работы с детьми являются занятия в объединениях по интересам (кружки, студии, секции). Объединения могут быть одновозрастными и разновозрастными;
2) количество обучающихся в объединениях определяется в зависимости от направления деятельности, возраста детей, срока обучения и закрепляется уставом учреждения;
3) расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима работы и отдыха детей с учетом пожелания родителей, а также возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
4)учебные помещения должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с программой объединения;
5)оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в соревнованиях, смотрах, выставках, конференциях, слетах и с использованием других форм (зачетов, мастер-классов, творческих отчетов).
Порядок приема граждан в учреждения дополнительного образования детей должен быть доведен до сведения учеников, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в уставе учреждения. Порядок приема должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение дополнительного образования детей соответствующего уровня.
При приеме гражданина в учреждение дополнительного образования детей последнее обязано ознакомить учащихся и (или) его родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения должны быть определены уставом данного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Учащиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.
7. Информационное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования детей
Информация о работе учреждений дополнительного образования детей, о порядке и правилах предоставления услуги по дополнительному образованию детей должна быть доступна населению города. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей".
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть представлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1)публикации настоящего Стандарта в средствах массовой информации;
2)публикации информации об учреждениях дополнительного образования детей и объемах предоставляемых услуг в сети "Интернет" официального сайта администрации города Владикавказа;
3)информационных стендов (уголков получателей услуг) в учреждениях дополнительного образования детей.
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций и телепередач.
В каждом учреждении дополнительного образования детей должны быть информационные уголки, содержащие копии лицензии, сведения о бесплатных и платных услугах, требования к учащимся, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, прейскурант платных услуг, настоящий Стандарт.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуг должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
8. Контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования детей. Контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования детей осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль осуществляют руководитель учреждения дополнительного образования детей, его заместители, руководитель структурных подразделений.
В учреждении проводятся следующие виды контроля:
фронтальный (предусматривает комплексную проверку образовательной деятельности отдельных педагогов или структурного подразделения);
2) тематический (контроль по определенной теме или направлению деятельности может распространяться как на все объединения, так и на объединения одного структурного подразделения);
3) оперативный (по выявленным проблемным фактам и жалобам, касающимся качества предоставления услуг);
4) предупредительный (по предупреждению проблем или низкого качества услуг вновь принятыми педагогами).
Структурные подразделения администрации города, курирующие соответствующие учреждения дополнительного образования детей, осуществляют внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуги в сфере дополнительного образования детей в части соблюдения качества муниципальной услуги путем:
1) проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
2) анализа обращений и жалоб граждан в структурные подразделения администрации города, курирующие соответствующие учреждения дополнительного образования детей, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выявленным нарушениям;
3) проведения контрольных мероприятий, в том числе проверки книги жалоб учреждения дополнительного образования детей на предмет фиксации в ней жалоб на качество услуг, а также факта принятия мер по жалобам.
Также внешний контроль по направлениям осуществляют Роспотребнадзор, органы Государственной противопожарной службы и другие государственные контролирующие органы.
Жалобы на нарушение настоящего Стандарта потребителями услуг могут направляться как непосредственно в учреждение дополнительного образования детей, так и в структурные подразделения администрации города, курирующие соответствующие учреждения дополнительного образования детей.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуги в сфере дополнительного образования детям подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Стандарта должны быть рассмотрены руководителем учреждения дополнительного образования детей либо руководителем структурного подразделения администрации города, курирующего соответствующие учреждения дополнительного образования детей, в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание конфликтной комиссии структурного подразделения администрации города, курирующего соответствующие учреждения дополнительного образования детей, для принятия мер по повышению качества услуг в сфере дополнительного образования детей.
При проведении контрольных мероприятий структурные подразделения администрации города, курирующие соответствующие учреждения дополнительного образования детей, по предоставлению учреждением услуг в сфере дополнительного образования детей в обязательном порядке должны проверять книгу жалоб на предмет фиксации в ней жалоб на качество услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
9. Ответственность за качество оказания услуги
Работа учреждений по предоставлению услуг в области дополнительного образования детей должна быть направлена на полное удовлетворение нужд учащихся и их родителей, непрерывное повышение качества услуг.
Руководитель учреждения дополнительного образования детей несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг. Руководитель учреждения обязан:
1) обеспечить разъяснение и доведение Стандарта до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения;
2) четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего предоставление услуг, и контроль качества предоставляемых услуг, в том числе закрепить персональную ответственность за контроль качества в должностных инструкциях конкретных работников либо приказом по учреждению;
3) организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Стандарта;
4) внутренний контроль за соблюдением Стандарта качества;
5) обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг и Стандарта качества.
10. Критерии оценки качества услуги:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
2) результативность (эффективность) предоставления услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере дополнительного образования детей с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения;
3) создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями.
Качественную услугу дополнительного образования детей характеризуют:
1) доступность, безопасность и эффективность дополнительного образования детей;
2) расширение знаний воспитанников учреждений дополнительного образования детей;
3) развитие мотивации воспитанников учреждений к самообразованию;
4) развитие творческих способностей учащихся;
5) включение учащихся в социально полезную деятельность;
6) профессиональное и личностное самоопределение учащихся;
7) самореализация и самовоспитание учащихся;
8) адаптация учащихся к жизни в обществе;
9) организация содержательного досуга и занятости учащихся;
10) результаты участия обучающихся в соревнованиях, конференциях, конкурсах различного уровня;
11) выполнение руководством учреждения дополнительного образования детей управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.