Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 4 июня 2009 г. N А61-538/09
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 июня 2009 года.
Открытое акционерное общество "Иристон-стекло" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа местного самоуправления г. Владикавказа от 25.12.2008 года N 2709 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2009 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков пункта 3 Решения Собрания представителей г. Владикавказа от 11.11.2005 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы, границ зон различной градостроительной ценности и положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ" в части включения в графу 8 таблицы 3.1 направления деятельности "Другие виды производственной деятельности" с коэффициентом функционального использования участка "1", пункта 2 Решения Собрания представителей г. Владикавказа N 40/30 от 11.10.2005 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков" в части включения в графу 8 приложения N 2 направления деятельности "Другие виды производственной деятельности" с коэффициентом функционального использования участка "1", пункта 2 Решения Собрания представителей г. Владикавказа N 55/5 от 22.11.2007 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2007 год и поправочных коэффициентов, к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков" в части включения в графу 8 приложения N 2 направления деятельности "Другие виды производственной деятельности" с коэффициентом функционального использования участка "1" (с учетом уточнений, сделанных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По-видимому, в дате вышеуказанного решения допущена опечатка. См. решение от 11 октября 2006 г. N 40/30
Определением суда от 06.05.2009 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Собрание представителей города Владикавказа.
Заявленные требования обоснованы Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона N 137-Ф3 от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2005 г. N 151-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законом РСО-Алания от 14.05.2004 г. N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в РСО-Алания", постановлением Правительства РСО-Алания от 25.06.2004 г. N 155 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2003 г. N 101 "О полномочиях Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", постановлением Правительства РСО-Алания от 18.10.2002 N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания" (в ред. постановлений от 25.02.2005 г. N 62 и от 15.07.2005 N 188) и мотивированы следующим.
По-видимому, в дате и номере вышеуказанного Федерального закона допущена опечатка. См. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
Общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили договоры аренды земельных участков от 02.11.2004 г. N 1075, N 1076 и N 1077.
Объектами договоров являются соответственно земельные участки площадью 4,8589 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Тарская (кадастровый номер 15:09:02 22 22:0003), 21,1018 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Карабулакская, 1 (кадастровый номер 15:09:01 15 03:0002), 0,0570 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, Карцинское шоссе (кадастровый номер 15:09:01 17 01:0008). Указанные договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке 09.03.2006 г.
Согласно пунктам 3.4 и 3.5 договоров аренды расчет арендной платы определен в Приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью Договора. Размер арендной платы изменяется Арендодателем ежегодно в одностороннем порядке путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и иными федеральными законами не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплате арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
К каждому договору аренды приложен расчет арендной платы от 15.10.2004 г. в котором указаны, в том числе, оценочная зона земельного участка, базовая ставка арендной платы и поправочный коэффициент к базовому размеру арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (далее - поправочный коэффициент). При этом поправочный коэффициент в расчетах арендной платы установлен в размере 0,5.
За 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы обществу размер арендной платы исчислялся из расчета поправочного коэффициента 0,5. Однако на 2009 год в адрес общества поступили дополнительные соглашения к договорам аренды, в которых расчет размера арендной платы за земельные участки произведен с применением коэффициента 1.0, а не 0,5. как было ранее.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 того же Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Из Устава муниципального образования город Владикавказ следует, что к исключительной компетенции Собрания представителей города Владикавказ статья 28)# относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, администрация неправомочна была принимать постановление N 2708 от 25.12.2008 г. Ссылке администрации на то, что оспариваемое постановление принято в исключительном случае в связи с тем, что Собрание представителей Владикавказ сложило с себя полномочия, и администрация вынуждена была принять указанное постановление и установить базовые ставки арендной платы за 2009 год необоснованна, так как такие случаи законом не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона РСО-Алания от 14.05.2004 N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками в РСО-Алания осуществляется Правительством РСО-Алания в случаях, если земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи и т.д. на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РСО-Алания.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 25.06.2004 г. N 155 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.04.2003 г. N 101 "О полномочиях Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", установлено, что Министерство имущества РСО-Алания наделено полномочиями осуществлять от имени РСО-Алания распоряжение земельными участками земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РСО-Алания.
Поскольку иное не предусмотрено Законом РСО-Алания, отношения, связанные с установлением арендной платы земельных участков в городе Владикавказе (столице РСО-Алания), государственная собственность на которые не разграничена, регулируется органами государственной власти РСО-Алания.
Из плана приватизации государственного предприятия "Владикавказский стекольный завод", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом при Совете Министров СО ССР и постановления Малого Совета Промышленного Совета народных депутатов г. Владикавказ от 14.10.93 г. N 156 усматривается, что общество создано при приватизации государственного предприятия "Владикавказский стекольный завод" путем преобразования в акционерное общество "Иристонстекло", при этом вид собственности предприятия - государственная собственность СОССР.
Заявитель считает, что на основании вышеуказанных норм права ни Собрание представителей города Владикавказ, ни АМС г. Владикавказ не правомочна устанавливать своими нормативными правовыми актами для земель, занимаемых ОАО "Иристонстекло", а также для земель, государственная собственность на которые не разграничена, как ставки арендной платы, так и коэффициенты к ним.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введен ФЗ от 24.07.2007 N 212-ФЗ, вступил в силу с 30.10.2007 г.) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки вынесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом этого заявитель считает, что на 2008 год орган местного самоуправления уже не мог устанавливать размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Заявитель считает, что при принятии постановления N 2708 от 25.12.2008 нарушены его права на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку на основании оспариваемого постановления несоразмерно и без надлежащего экономического обоснования увеличилась сумма арендной платы за земельные участки (поправочный коэффициент по видам целевого использования составляет 1, вместо 0,5), в то время как по ОКВЭД деятельность общества относится к виду деятельности "промышленность" и не может быть отнесена к другим видам деятельности по усмотрению администрации. При этом заявитель ссылается на то, что включение в оспариваемые акты решения Собрания представителей города Владикавказ за предыдущие годы графы "Другие виды производственной деятельности" с поправочным коэффициентом 1,0 (которая отсутствует в нормативном правовом акте субъекта РФ) дало основание включить аналогичную графу и в постановление администрации N 2078 и произвольно отнести общество к плательщикам арендной платы именно с применением коэффициента 1.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы заявления в полном объеме. При этом пояснили, что за 2004-2008 годы обществу арендную плату за спорные земельные участки начисляли с коэффициентом функционального использования территории 0,5. Однако в дополнительных соглашениях к договорам аренды земельных участков на 2009 г. администрация со ссылкой на оспариваемое постановление N 2708 необоснованно изменила поправочный коэффициент с 0,5 на 1. При этом администрация в ответе обществу на его заявление указала, что поправочный коэффициент 0,5 применяется только для предприятий черной и цветной металлургии, электронной промышленности, полиграфических предприятий, грузовых автотранспортных предприятий и организаций, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а так как общество производит продукцию стекольной промышленности, то есть относится к другим видам деятельности, то при расчете арендной платы за землю на 2009 год к нему применен поправочный коэффициент 1, который и установлен для других видов производственной деятельности.
Считают, что указанными действиями администрации нарушены законы, а также интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как размер арендной платы повысился в два раза по сравнению с предыдущими годами.
АМС г. Владикавказа (далее - администрация) в письменном отзыве от 13.05.2009 г. N 317 заявленные требования не признала по Следующим основаниям.
Данный спор не подведомственен арбитражному суду, так как Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит его рассмотрение к компетенции арбитражных судов.
Порядок определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, РСО-Алания и муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, Правительством РСО-Алания, органом местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Закона РСО-Алания "О статусе столицы Республики Северная Осетия-Алания" N 46-РЗ от 22.10.2008 г. предусмотрено, что земельные участки, здания, сооружения и помещения на территории города Владикавказ, не являющиеся государственной собственностью, собственностью Российской Федерации и РСО-Алания, находятся в муниципальной собственности городского округа города Владикавказ. С учетом этого порядок, условия и размер арендной платы за земельные участки устанавливаются органом местного самоуправления города Владикавказ самостоятельно.
Ссылка заявителя на Постановление Правительства РСО-Алания от 08.10.2002 N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания" (с изменениями от 25.02.2005 г. N 62), которым установлен поправочный коэффициент 0,5 для остальных видов производвенной# деятельности, необоснованна, так как согласно пункту 3 указанного постановления органам местного самоуправления г. Владикавказ и районов РСО-Алания рекомендовано принять нормативные правовые акты, регламентирующие установление арендной платы за землю, то есть данная методика носит рекомендательный характер.
По-видимому, в дате вышеуказанного постановления допущена опечатка. См. постановление от 18 октября 2002 г. N 249
Администрация сослалась также на пункт 10 статьи 3 Федерального Закона от 25 10.2001 г. N 137 "О введении в действие Земельною кодекса Российской Федерации", согласно которому отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. С учетом изложенного оспариваемыми решениями Собрания представителей города Владикавказ были приняты поправочные коэффициенты по виду деятельности арендаторов, в том числе по иной производственной деятельности в размере 1,0.
Сослались также на то, что Постановление АМС г. Владикавказ от 25.12.2008 N 2708 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли на 2009 год" не было опубликовано, было издано в связи с отсутствием на тот момент представительного органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы письменного отзыва.
Собрание представителей города Владикавказа письменный отзыв на заявление не представило. Его представитель в судебном заседании заявленные требования не признал по тем же доводам, изложенным АМС г. Владикавказ.
Третье лицо в письменном отзыве от 29.04.2009 г. и его представитель в судебном заседании поддержало доводы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили следующие договоры аренды земельных участков:
- от 02.11.2004 г. N 1075 на земельный участок площадью 4,8589 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Тарская (кадастровый номер 15:09:02 22 22:0003), для содержания и эксплуатации технического водовода;
- от 02.11.2005 г N 1076 на земельный участок площадью 21,1018 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Карабулакская, 1 (кадастровый номер 15:09:01 15 03:0002), для содержания и эксплуатации заводских помещений;
- от 02.11.2007 г. N 1077 на земельный участок площадью 0,0570 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ. Карцинское шоссе (кадастровый номер 15.09:01 17 01.0008) для содержания и эксплуатации АГРС "Стекольная" Указанные договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке 09.03.2006 г.
Из указанных договоров следует, что поправочный коэффициент к базовому размеру арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов участвует в расчете суммы ежегодной платы за арендуемые участки, в связи с чем повышение этого коэффициента влечет повышение суммы ежегодной арендной платы.
Базовые ставки арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования город Владикавказ, ежегодно утверждались представительным органом - Собранием представителей города Владикавказ. Соответственно были приняты Решение Собрания представителей г. Владикавказа б/н от 11.11.2005 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы, границ зон различной градостроительной ценности и положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ" (далее - Решение от 11.11.2005 г.), Решение Собрания представителей г. Владикавказа N 40/30 от 11.10.2006 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2007 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков" (далее - Решение N 40/30), Решение Собрания представителей г. Владикавказа N 55/5 от 22.11.2007 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2008 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков" (далее - Решение N 55/5).
При этом графой 8 приложения N 2 каждого решения органом местного самоуправления на земельные участки функционального использования "Промышленность, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт" и направления деятельности - "Промышленность, строительство, коммунальное хозяйство" утверждены поправочные коэффициенты 0,5, а по направлению деятельности "Другие виды производственной деятельности" - поправочный коэффициент 1.
Как следует из материалов дела, за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы обществу размер арендной платы исчислялся с применением поправочного коэффициент 0,5 к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков - "Промышленность, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт" и направления деятельности - "Промышленность, строительство, коммунальное, хозяйство".
Впоследствии 25 декабря 2008 года АМС г. Владикавказа приняла постановление N 2708 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2009 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков" (далее - постановление N 2708). В данном постановлении графой 7 приложения N 2 установлены аналогичные поправочные коэффициенты 0,5 по направлению деятельности - "Промышленность, строительство, коммунальное хозяйство", и 1,0 по направлению деятельности "Другие виды производственной деятельности".
На основании постановления N 2708 от 25.12.2008 г. администрация 31 марта 2009 года направила в адрес общества дополнительные соглашения к указанным договорам аренды и расчеты арендной платы по договорам, исчисленные с 01.01.2009 г. с применением поправочного коэффициента для предприятия в размере 1,0, отнеся деятельность предприятия к направлению "Другие виды деятельности", в связи с чем размер арендной платы по указанным договорам увеличился в два раза по сравнению с предыдущими годами.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающих их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаю на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или ею# отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральном# конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть пятая статьи 194 АПК РФ).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных интересов и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом
Суд считает, что все оспариваемые обществом акты отвечают критериям нормативного правового акта, поскольку содержат правовые нормы, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и спор о признании их недействующим отнесен к подведомственности арбитражного суда в силу статьи 52 Федеральною закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а потому довод администрации о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения
В силу статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, распространение которых ограничено федеральным законом.
В нарушение указанной нормы постановление администрации N 2708 не было опубликовано, что усматривается из письма газеты "Владикавказ" от 20.05.2009 N 23, являющегося источником официального опубликования нормативных правовых актов муниципального образования город Владикавказ. Данный факт не отрицался и самой администрацией в ходе рассмотрения дела.
Срок действия оспариваемых решений Собрания представителей города Владикавказа N 40/30 и N 55/5 истек до подачи заинтересованным лицом заявления о его оспаривании в арбитражный суд.
Данные обстоятельства не может являться основанием для прекращения судом производства по делу с учетом правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О "По жалобам гражданина Каплина Александра Евгеньевича открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Гагаринский" и закрытого акционерного общества "Инновационно-финансовый центр "Гагаринский" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 части 1 статьи 150, статьи 192 и частей 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации" и примененной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2008 N 4907/08. Нормативный характер правового акта определяется исходя из его содержания и направленности, и не зависит от его государственной регистрации или опубликования в официальном издании, на что указано в решениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2007 N 15182/06, от 06.08.2008 N 7696/08, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 N 13348/08.
В связи с этим доводы администрации о прекращении производства по делу в связи с неопубликованием оспариваемого постановления администрации N 2708 в установленном законом порядке и в связи с истечением срока действия оспариваемых решений Собрания Представителей отклоняются судом.
Суд считает, что в части удовлетворения требований общества о признании недействующими решений Собрания представителей города Владикавказ от 11.11.2005 б/н, от 11.10.2006 N 40/30 и от 22.11.2007 N 55/5 следует отказать по следующим основаниям.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона Федеральною закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Из Устава муниципального образования город Владикавказ (в редакции от 27.12.2006 г. N 43/3 и от 22.11.2007 г. N 55/2) следует, что регулирование земельных отношений относится к исключительной компетенции Собрания представителей города Владикавказ (пункт 28).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "(пункт 28)" следует читать: "(статья 28)"
В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Оспариваемые решения Собрания представителей г. Владикавказа, устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности г. Владикавказа.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-Ф3, вступил в силу с 30 102007 г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, с лицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В РСО-Алания разграничение государственной собственности на землю не произведено.
Статьей 3 Закона PCО-A от 14.05.2004 N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками в республике Северная Осетия-Алания осуществляется Правительством РСО-А и в том случае, если на находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РСО-А.
Из плана приватизации государственного предприятия "Владикавказский стекольный завод", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом и постановления Малого Совета Промышленного районного Совета народных депутатов от 14.10.93 г. N 156 усматривается, что общество создало при приватизации государственного предприятия "Владикавказский стекольный завод" путем преобразования в акционерное общество "Иристонстекло".
Следовательно, земельные участки, арендуемые обществом, на момент заключения с АМС г. Владикавказа договоров аренды N 1075, N 1076 и N 1077 от 02.11.2004 относились к землям, вопросы распоряжения которыми в силу прямого указания федерального закона до разграничения государственной собственности на них были отнесены к ведению Правительства РСО-Алания. А потому договоры аренды земельных участков N 1075, N 1076 и N 1077 заключены администрацией за пределами предоставленных ей полномочий. И соответственно, действие оспариваемых нормативных правовых актов, не распространяется на отношения по аренде земель, не отнесенных к муниципальной г. Владикавказ собственности, в том числе по землям республиканской собственности, переданным ОАО "Иристонстекло".
Кроме того, постановлением Правительством РСО-Алания от 18.10.2002 N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, входящие в состав земель, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 Закона РСО-Алания "Об особенностях регулирования земельных отношений в РСО-Алания, расположенные на территории РСО-Алания", которым утверждены порядок расчета арендной платы за сдаваемые в аренду земельные участки и ставки арендной платы за указанные земли, распоряжение которыми осуществляется Правительством РСО-Алания.
Данным постановлением для видов деятельности "Промышленность, строительство, транспорт, почтовая связь, коммунальное хозяйство", по направлению деятельности "Остальные производственные виды деятельности, отделения почтовой связи" к которым отнесено ОАО "Иристонстекло", установлен поправочный коэффициент в размере 0,5.
Суд установил, что обществу в 2006-2008 годах по договорам аренды расчет арендной платы производился исходя из поправочного коэффициента 0,5, как установлено постановлением Правительства РСО-Алания от 18.10.2002 N 249, а не из поправочного коэффициента 1,0, установленного решениями Собрания представителей города Владикавказа.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что решения Собрания представителей от 11.11.2005, 11.10.2006 и 22.11.2007 в оспариваемых частях не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при внесении арендной платы за пользование предоставленными ему в аренду земельными участками.
Таким образом, в силу статьи 192 АПК РФ в признании недействующими решений Собрания представителей города Владикавказ б/н от 11.11.2005. от 11.10.2006 N 40/30 и от 22.11.2007 N 55/5 следует отказать.
Требование общества о признании недействующим постановления администрации от 25.12.2008 г. N 2708 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 17 постановления Пленума Верховного суда российской# Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу.
Суд считает, что постановление N 2708 принято администрацией за рамками предоставленных ей полномочий по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "Федерального закона N 154-ФЗ" следует читать: "Федерального закона N 131-ФЗ"
Из Устава муниципального образования город Владикавказ следует, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Собрания представителей города Владикавказ (статья 28).
Таким образом, администрация неправомочна была принимать постановление N 2708 от 25.12.2008 г. Ссылка администрации на то, что оспариваемое постановление принято в исключительном случае в связи с тем, что Собрание представителей города Владикавказ сложило с себя полномочия, и администрация вынуждена была принять указанное постановление и установить базовые ставки арендной платы за 2009 год необоснованна, так как такие случаи законом не предусмотрены.
Следовательно, постановление от 25.12.2006 N 2708 принято администрацией за рамками предоставленных ей полномочий, что является безусловным основанием для признания его недействующим.
Помимо этого, постановление N 2708 подлежит признанию недействующим по основанию его неопубликования в установленном законом порядке.
АМС г. Владикавказ в адрес общества направила дополнительные соглашения к договорам аренды 2009 год, в которых расчет размера арендной платы за земельные участки произведен с применением коэффициента 1,0, установленного постановлением от 25.12.2006 N 2708, а не 0.5, как было ранее, что нарушает права заявителя.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими законам или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, они признаются арбитражным судом недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно, после его принятия (часть 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
ОАО "Иристонстекло" отказать в удовлетворении требований о признании недействующими решений Собрания представителей г. Владикавказа б/н от 11.11.2005 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы, границ зон различной градостроительной ценности и положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ", Решение Собрания представителей г. Владикавказа N 40/30 от 11.10.2006 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2007 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков", Решение Собрания представителей г. Владикавказа N 55/5 от 22.11.2007 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2008 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков".
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 25.12.2008 N 2708 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципального образования г. Владикавказ на 2009 год и поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы в зависимости от функционального использования участков", как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону РСО-А "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания".
Взыскать с ОАО "Иристонстекло" в доход бюджета РФ госпошлину в сумме 2.000 руб. Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.
Решение арбитражного суда направить в газеты "Владикавказ", в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" для незамедлительного опубликования.
Копии решения направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд РСО-Алания, Верховный Суд Российской Федерации, Верховный Суд РСО-Алания, Президенту Российской Федерации, Главе РСО-Алания, в Правительство Российской Федерации, в Правительство РСО-Алания, Генеральному прокурору Российской Федерации, Прокурору РСО-Алания, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации, в Управление Федеральной регистрационной службы по РСО-Алания, председателю Комиссии по правам человека при Главе РСО-Алания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июня 2009 г. N А61-538/09 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в газете "Владикавказ" от 3 июля 2009 г. N 49 ( 716 )