Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 7 июня 2010 г. N А61-641/10
(извлечение)
По данному делу см. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2010 г. по делу N А61-641/2010
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 7 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Севкавказэнерго" (далее - ОАО "Севкавказэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСТ Республики Северная Осетия-Алания) от 17.03.2010 N 10 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго" от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год" (далее - Постановление N 10).
Обращение с заявленным требованием мотивировано несоответствием оспариваемого постановления Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"; Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Определением суда от 30.03.2010 заявление принято к производству, возбуждено дело N А61-641/10.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице Северо-Осетинского филиала (далее - ОАО "МРСК Северного Кавказа", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействующим постановления РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 17.03.2010 N 11 "Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год" (далее - Постановление N 11).
Заявление мотивировано несоответствием оспариваемого постановления Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Определением суда от 08.04.2010 заявление принято к производству, возбуждено дело N А61-649/10.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Северная Осетия-Алания; ВМУП "Владикавказэнерго"; Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания.
По ходатайству ответчика в соответствии со статьями 130, 159, 184 Арбитражного процессуального производства Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 30.04.2010 дела N А61-641/10 и N А61-649/10 объединены в одно производство под общим номером А61-641/10.
Дело подлежит рассмотрению в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц Правительства Республики Северная Осетия-Алания, ВМУП "Владикавказэнерго" по имеющимся в материалах дела доказательствам их надлежащего извещения.
ОАО "Севкавказэнерго" в дополнении к заявленным требованиям и его представитель в судебном заседании пояснили, что ответчиком была нарушена процедура установления тарифа, а именно общество не было уведомлено о заседании Комиссии регулирующего органа 02.03.2010.
Представитель ОАО "МРСК Северного Кавказа" в судебном заседании и в дополнении к заявленным требованиям пояснил, что ответчиком была нарушена процедура установления тарифа, а именно общество не было уведомлено о, заседании Комиссии регулирующего органа 02.03.2010.
РСТ Республики Северная Осетия-Алания в своем отзыве и его представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились со ссылкой на то, что согласно решению Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г., созданной по распоряжению главы Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2010 N 21-рг, на заседании которой присутствовали представители ОАО "Севкавказэнерго", и ОАО "МРСК Северного Кавказа", тарифы были пересчитаны в сжатые сроки. Оспариваемые постановления были приняты в связи с распоряжением Президента Российской Федерации о необходимости снижения тарифов за жилищно-коммунальные услуги (доля цены электрической энергии в тарифе за услуги водоснабжения составляет 40-60%, а за услуги теплоснабжения - 10-15%). Ответчик считает, что постановлениями от 17.03.2010 N 10 и 11 тарифы на электроэнергию были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Представитель РСТ Республику Северная Осетия-Алания не смог пояснить, в соответствие с каким нормативным правовым актом приводились тарифы.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания в отзыве с заявленными требованиями не согласилось, сославшись на то, что основанием для, изменения, тарифа явилось приведение ранее действующего тарифа в соответствие с действующим, законодательством Российской Федерации и с распоряжением Президента Российской Федерации о необходимости снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания и его представитель в судебном заседании заявленные требования не признали, сославшись на то, что оспариваемые нормативные акты вынесены по результатам работы Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г.
ВМУП "Владикавказэнерго" отзыв на заявление не представило, явку своего представителя, не обеспечило.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Закона о государственном регулировании тарифов предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Региональной (службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания 17.03.2010 приняты Постановление N 10 и Постановление N 11, которыми утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 г., действующие с 01.04.2010.
Данные постановления опубликованы в газете "Растдзинад" от 20.03.2010 N 47.
Из материалов дела следует, что установленные оспариваемыми постановлениями тарифы затрагивают интересы неопределенного круга потребителей, рассчитаны на неоднократное применение, то есть действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Следовательно, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, сфера действия которых - государственное регулирование тарифов относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем заявленный спор рассматривается судом с учетом положений главы 23 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении Дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положением полном объеме.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" на государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования Интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
Среди принципов государственного регулирования, названных в статье 4 Закона о государственном регулировании тарифов, указаны и такие принципы, как осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном Порядке, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Таким образом, деятельность службы по тарифам при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию должна быть направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.
РСТ Республики Северная Осетия-Алания 17.03.2010 приняло Постановление N 10, действующее с 01.04.2010. Данным Постановлением отменены ранее действующие постановление РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 31.12.2009 N 102 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2009 N 69 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2009 N 65 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго", от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2010 год", постановление РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2009 N 69 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2009 N 65 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго", от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год", постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2009 N 65 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго", от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2010 год".
РСТ Республики Северная Осетия-Алания 17.03.2010 приняла Постановление N 11, которым утверждены, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 г., действующие с 01.04.2010, и которым отменено ранее действовавшее постановление РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2009 N 72 "Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год".
Согласно текстам оспариваемых постановлений они приняты в соответствии с решением Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г., созданной по распоряжению главы Республики Северная Осетия-Алания, от 01.02.2010 N 21-РГ и в соответствии с протоколом совещания Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.03.2010 N ВБ-10-ПР. Данным распоряжением от 01.02.2010 N 21-РГ создана Комиссия по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г., которой поручено в срок до 01.03.2010 провести анализ экономической обоснованности формирования тарифов и представить заключение.
На заседании Комиссии 02.03.2010 (пункт 2 протокола N 2) Правительству Республики Северная Осетия-Алания и РСТ Республики Северная Осетия-Алания поручено заключить с ОАО "МРСК Северного Кавказа" гарантийный договор о выполнении инвестиционной; программы 2010 г., в том числе строительство в г. Владикавказе подстанции 110/6 кВ (район Сухого Русла). В случае неисполнения данных договорных обязательств РСТ Республики Северная Осетия-Алания в срок до 10.03.2010 поручено рассчитать тарифы на электрическую энергию для потребителей Республики Северная Осетия-Алания, исключив из необходимой валовой выручки необоснованно заложенную сумму в размере 329 000 руб., установив форму расчета между участниками оборота электрической энергии в Республике Северная Осетия-Алания по схеме "котел - сверху". Постановлением N 11 РСТ Республики Северная Осетия-Алания утвердила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 г.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 5, 6) и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (пункты 65, 66).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую, энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных, уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи Закона).
Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования. При этом обязательному представлению подлежат соответствующие материалы: баланс электрической энергии, баланс спроса и предложений, бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, оценка выпадающих или иных доходов.
Регулирующий орган в двухнедельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую, деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов.
В силу пункта 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, которое должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли и т. д.
Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за десять дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Порядок установления тарифов определен Правилами государственного регулирования, в соответствии с пунктом 18 которых решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за десять дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее Чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Из пункта 19 Правил следует, что официальные представители организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вправе присутствовать на заседании правления регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов. Рассмотрение дела может быть проведено в их отсутствие только в случае повторного отсутствия представителей.
Как установлено судом, сетевые организации, включая заявителей, не были извещены о заседании правления РСТ Республики Северная Осетия-Алания 17.03.2010, на котором были приняты оспариваемые решения об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго", и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания. Данный факт не отрицается ответчиком. Довод ответчика о том, что представители заявителей участвовали на заседании Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г., не принимается. Указанная Комиссия не является органом, уполномоченным принимать решение об установлении тарифов. В силу пункта 18 Правил такими полномочиями обладает лишь правление РСТ Республики Северная Осетия-Алания: В данном случае заявители были лишены возможности на предварительное ознакомление с экспертным заключением, материалами заседания правления, защиты своих экономических интересов на заседании правления РСТ.
При этом в силу указанного для существа рассмотрения настоящего спора не имеет значения тот факт, что оспариваемые постановления приняты РСТ Республики Северная Осетия-Алания во исполнение решения Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г. Согласно пункту 1.2 Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2006 N 78, Региональная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания. Решение Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 г. является ненормативным актом и подлежит исполнению с учетом требований федерального законодательства.
Исходя из анализа положений Правил государственного регулирования, суд приходит к выводу, что установленный действующим законодательством порядок применяется в указанном виде и в указанной последовательности как при утверждении тарифа впервые, так и при утверждении тарифа на новый расчетный период регулирования, а также и в случае изменения тарифа после его утверждения, но до введения его в действие. Нарушение указанного порядка влечет признание постановления соответствующего органа недействующим.
Таким образом, несоблюдение РСТ Республики Северная Осетия-Алания порядка и процедуры установления регулируемых тарифов на электрическую энергию влечет признание Постановления N 10 и Постановления N 11 не соответствующими статьям 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктам 6, 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В исключительных случаях, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую, и тепловую энергию в Российской Федерации" о государственном регулировании тарифов и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов РСТ обязана привести решение об установлении тарифов в соответствие с таким актом. Изменение же установленного тарифа без указанного основания действующим законодательством не допускается.
Суд приходит к выводу об отсутствии у РСТ Республики Северная Осетия-Алания оснований для изменения тарифов, установленных постановлением от 31.12.2009 N 102 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО "Севкавказэнерго" от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2010 год" и постановлением N 72 "Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год". Ответчиком не приведены основания для изменения тарифов на электрическую энергию, не указаны нормативно-правовые акты, в соответствие с которыми были приведены тарифы.
Довод ответчика о том, что основанием для изменения тарифов послужило незаключение гарантийного договора о безусловном выполнении инвестиционной программы на 2010 г., судом не принимается, так как в обязанности сетевых организаций не входит заключение подобных договоров. Действующим законодательством заключение подобных договоров также не предусмотрено. Экономическая обоснованность не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразованиям отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При регулировании тарифов в силу пунктов 15, 16 Основ может применяться метод экономически обоснованных, расходов (затрат), при использовании которого тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При установлении обжалуемых тарифов был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). В случае если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного, периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы доходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный, период регулирования.
Из материалов дела следует, что в экспертном заключении (без даты, без номера) по тарифам на электрическую энергию по Республике Северная Осетия-Алания на 2010 г., представленном РСТ Республики Северная Осетия-Алания в качестве основания для уменьшения необходимой валовой выручки, не содержится информация о величине расходов сетевых организаций по статьям расходов. Не представлено экономическое обоснование, послужившее основой, вынесенного решения Комиссии РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 об уменьшении валовой выручки по сетевым компаниями 289 000 тыс. руб.
Из экспертного заключения об экономической обоснованности оспариваемых тарифов по тарифам на электрическую энергию по Республике Северная Осетия-Алания не усматривается, в связи с чем произведена корректировка тарифа, какие статьи расходов исключены из НВВ. Помимо этого, о неосвоенных суммах инвестиций РСТ Республики Северная Осетия-Алания было известно и в декабре 2009 г. при установлении предыдущего тарифа, однако данное обстоятельство не было, признано основанием для уменьшения НВВ.
Из экспертного заключения об экономической обоснованности оспариваемых тарифов по тарифам на электрическую энергию по Республике Северная Осетия-Алания на 2010 г. следует, что тариф скорректирован путем исключения из необходимой валовой выручки ОАО "Севкавказэнерго" расходов по фонду заработной платы. Таким образом, исходя из данного экспертного заключения, расходы по фонду оплаты труда в тариф не заложены, что свидетельствует об экономической необоснованности установленного тарифа. Довод РСТ Республики Северная Осетия-Алания о корректировке на сумму неосвоенных инвестиций судом не принимается, в связи с тем что из экспертного заключения это не следует (не указана корректировка на сумму инвестиций), скорректированы только статья фонда заработной платы и выпадающие доходы.
Представленное в материалы дела экспертное заключение не отвечает требованиям пункта 17 Правил государственного регулирования, а именно отсутствует информация о величине расходов сетевых организаций по статьям расходов, отсутствует экономическое обоснование уменьшения для них НВВ.
Судом исследованы представленная в материалы дела инвестиционная программа ОАО "МРСК Северного Кавказа" на 2010 г., пояснительные записки по инвестиционным проектам, договоры на выполнение проектных и изыскательских работ. Суд приходит к выводу о необоснованном снижении НВВ для сетевых компаний и сбытовой деятельности на 329 млн. руб. в связи с отсутствием экономического обоснования уменьшения НВВ, а потому не может служить основанием для изменения тарифа.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Пункт 6 Правил также предусматривает, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, Действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. При этом доказательств внесения в бюджет Республики Северная Осетия-Алания на 2010 г. изменений, касающихся компенсаций выпадающих доходов, не представлено.
Приняв новые постановления, РСТ Республики Северная Осетия-Алания установила для заявителей новые тарифы на электрическую энергию, которые вводились в действие с 01.04.2010 до истечения одного года предыдущего тарифа, то есть установлены и введены в нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Ответчиком не представлены доказательства несоответствия постановлений РСТ Республики Северная Осетия-Алания N 65, 72, 102 действующему законодательству.
На основании вышеизложенного требования заявителей подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением судом заявленных требований государственную пошлину по делу в сумме 4000 руб. следует отнести на ответчика. В связи с тем, что заявители уплатили государственную пошлину: ОАО "Севкавказэнерго" - в сумме 3287 руб. платежным поручением от 28.07.2009 N 246, а ОАО "МРСК Северного Кавказа" - в сумме 2000 руб. по квитанции от 02.04.2010 N 137498942, с ответчика в пользу заявителей следует взыскать расходы, связанные с ее уплатой.
В силу положений статьи 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 17.03.2010 N 10 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП "Севкавказэнерго" от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2010 год", и постановление региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 17.03.2010 N 11 "Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год" не соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "Об утверждении Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и не действующими полностью.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания в пользу открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Севкавказэнерго" из бюджета Российской Федерации 1287 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы на взыскание государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 июня 2010 г. N А61-641/10 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. IV квартал 2010 г.