Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 3 марта 2010 г. N А61-40/10
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 3 марта 2010 г.
ООО "ДДД" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением без номера и без даты (с учетом уточнений к исковому заявлению) к администрации местного самоуправления Дзаурикауского сельского поселения, Собранию представителей Дзаурикауского сельского поселения
- о признании незаконным и подлежащим отмене пункта 2 статьи 1 решения Собрания представителей муниципального округа Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района от 24.11.2008 в части установления ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка площадью 8,5 га, принадлежащего ООО "ДДД", как противоречащего постановлению Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О проведении государственной кадастровой оценки земель", пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 87 и 88 Земельного кодекса РФ;
- об отмене решения Собрания представителей муниципального округа Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района от 24.11.2008 в части отнесения земельного участка площадью 8,5 га, принадлежащего на праве собственности ООО "ДДД", к прочим земельным участкам как противоречащего статьям 87 и 88 Земельного кодекса РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что принятие ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "ДДД" на праве собственности, нарушает права и законные интересы заявителя, так как значительно увеличивает ставку земельного налога и неправомерно относит земельный участок к прочим землям.
Представитель администрации местного самоуправления Дзаурикауского сельского поселения и Собрания представителей Дзаурикауского сельского поселения в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что оспариваемое решение опубликовано не было, но было обнародовано путем размещения на информационном стенде в здании администрации местного самоуправления и доведения его на сходе жителей села. Ставка налога принималась исходя из нужд бюджета Дзаурикауского сельского поселения,
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.11.2008 Собранием представителей Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания принято решение N 11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания и земельного налога".
Пунктом 1 данного решения установлены ставки земельного налога. Подпунктом 1 установлена налоговая ставка в размере 0,2% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Подпунктом 2 установлена налоговая ставка в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 15:07:24 0101:0001, расположенного по адресу: Алагирский район, с. Дзаурикау, Бр. Газдановых, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 15 АЕ 760055 * (запись регистрации от 27.04.2007 N 15-15-01/003/2007-268).
Полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы, так как значительно увеличивает ставку земельного налога и неправомерно относит земельный участок к прочим землям, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 13.08.2004 N 80).
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. На основании пункта 2 этой же статьи, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Статьей 394 Кодекса установлены предельные ставки земельного налога по категориям земель.
Оспариваемым решением от 24.11.2008 N 11 установлены ставки земельного налога, порядок уплаты, объекты налогообложения, категории лиц, имеющих льготы при уплате земельного налога. Ставки налога на землю установлены в пределах ставок, установленных статьей 394 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, оспариваемое решение подпадает под определение нормативного акта.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В пункте 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в пункте 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В статье 39 Устава Дзаурикауского сельского поселения установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а также определен порядок их обнародования, за исключением нормативных правовых актов органом местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Оспариваемым решением в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ установлены налоговые ставки земельного налога. Следовательно, оспариваемое решение вступает в силу в порядке, установленном статьей 5 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 39 Устава официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом главы сельского поселения.
Согласно пункту 12 оспариваемого решения оно вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2009 г.
Представителем администрации местного самоуправления Дзаурикауского сельского поселения и Собрания представителей Дзаурикауского сельского поселения не оспаривается факт того, что оспариваемое решение опубликовано не было. Его довод о том, что данное решение было обнародовано путем размещения на информационном стенде в здании администрации местного самоуправления и доведения его на сходе жителей села, не принимается судом, так как в силу статьи 5 Налогового кодекса РФ обнародование нормативных актов о налогах и сборах не может заменить их официального опубликования. Помимо этого, органом местного самоуправления не представлено заключение об официальном обнародовании оспариваемого решения.
Таким образом, оспариваемое решение не опубликовано в установленном порядке, а потому не подлежит применению.
Однако из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в 2009 г. обществу начисление земельного налога произведено с учетом ставки земельного налога, установленного оспариваемым решением.
Следовательно, оспариваемое решение затрагивает права и интересы заявителя в части исполнения им обязательств по уплате земельного налога.
При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Довод представителя администрации местного самоуправления и Собрания представителей Дзаурикауского сельского поселения о том, что ставка налога принималась исходя из нужд бюджета Дзаурикауского сельского поселения, не принимается судом, так как изложенный экономический вывод органа местного самоуправления не может заменить обязательного проведения при установлении ставки земельного налога экономического обоснования в силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-0.
На основании изложенного суд считает, что подпункт 2 пункта 1 оспариваемого решения, устанавливающего ставку земельного налога в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков, следует признать не подлежащим применению как противоречащий статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 3 и 5 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) и статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В удовлетворении требования об отмене оспариваемого решения в части отнесения земельного участка заявителя к прочим земельным участкам следует отказать, так как оспариваемое решение устанавливает ставки земельного налога по категориям земель, устанавливает порядок уплаты налога, иные общие положения и не относит земельный участок заявителя к какой-либо категории земель.
Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. относятся на Собрание представителей Дзаурикауского сельского поселения.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать не подлежащим применению подпункт 2 пункта 1 решения Собрания представителей Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 24.11.2008 N 11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Дзаурикауского сельского поселения, Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания и земельного налога" как противоречащий Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) и Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Дзаурикауского сельского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу ООО "ДДД" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.
Решение арбитражного суда направить в газету "Владикавказ", "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" для незамедлительного опубликования.
Копии решения направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания, Верховный Суд Российской Федерации, Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания, Президенту Российской Федерации, главе Республики Северная Осетия-Алания, в Правительство Российской Федерации, в Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору Республики Северная Осетия-Алания, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации, в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания, председателю Комиссии по правам человека при главе Республики Северная Осетия-Алания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 марта 2010 г. N А61-40/10 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. III квартал 2010 г.