Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 5 апреля 2010 г. N А61-356/10
(извлечение)
Прокурор Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Собранию представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - Собрание представителей) о признании недействующим пункта 7 решения Собрания представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 18.08.2005 N 8 "Об установлении земельного налога" как не соответствующего статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявленное требование мотивировано тем, что пункт 7 решения Собрания представителей N 8 об исключительном праве организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки на льготы по уплате земельного налога, необоснованно сужает определенный Налоговым кодексом Российской Федерации круг лиц, которым такая льгота предоставляется налоговым законодательством. Пункт 7 решения Собрания представителей N 8 устанавливает льготы по земельному налогу в зависимости от вида пользования, что противоречит статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы заявления в полном объеме.
Собрание представителей представило письменный отзыв на заявление от 05.03.2010 N 49, в котором требование признало и просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Собранием представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания 18.08.2005 принято решение N 8 "Об установлении земельного налога" (далее - решение Собрания представителей N 8), которое действует по день рассмотрения спора.
Пунктом 7 указанного решения Собрания представителей N 8 установлено, что для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории Притеречного сельского муниципального образования, льготы, установленные в соответствии со статьей 395 НК РФ, действуют в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (его отдельного положения) федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Решение Собрания представителей N 8 опубликовано в установленном порядке в газете "Моздокский вестник" 29.11.2005 N 149-150.
Как указано в пункте 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статьям 15, 56, 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам, льготы по которым устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных налогоплательщиков.
Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне.
Часть 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
По смыслу указанных норм правом на льготы, предусмотренные статьей 395 Налогового кодекса РФ, пользуются не только организации и физические лица, имеющие в собственности земельные участки, но и налогоплательщики, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования) и праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговый кодекс Российской Федерации является нормативным актом прямого действия, и его положения, касающиеся предоставления федеральных налоговых льгот по земельному налогу, распространяются на всех плательщиков указанного налога, находящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, указание в пункте 7 решения Собрания представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 18.08.2005 N 8 "Об установлении земельного налога" об исключительном праве на налоговые льготы по земельному налогу только перечисленных в нем категорий землепользователей необоснованно сужает определенный Налоговым кодексом Российской Федерации круг лиц, которым такая льгота предоставлена действующим налоговым законодательством.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 7 решения Собрания представителей N 8 не соответствует статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации в части отсутствия полного перечня категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы, нарушает права граждан, организаций, иных лиц, расположенных на территории Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины. С учетом изложенного государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования прокурора Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить.
Признать пункт 7 решения Собрания представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 18.08.2005 N 8 "Об установлении земельного налога" недействующим, не соответствующим статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Пункт 7 решения Собрания представителей Притеречного сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 18.08.2005 N 8 "Об установлении земельного налога", признанный арбитражным судом недействующим, не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения и должен быть приведен органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке и сроки, установленные статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 апреля 2010 г. N А61-356/ (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. III квартал 2010 г.