Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 5 апреля 2010 г. N А61-365/10
(извлечение)
Прокурор Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Собранию представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" Республики Северная Осетия-Алания (далее - Собрание представителей) о признании недействующим пункта 5 решения Собрания представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" от 18.12.2009 N 12 "О земельном налоге на территории Иранского сельского поселения на 2010 год" (далее - решение Собрания представителей N 12) как не соответствующего статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявленное требование мотивировано тем, что установленный пунктом 5 решения Собрания представителей N 12 круг лиц, полностью освобожденных от уплаты земельного налога, необоснованно сужает определенный Налоговым кодексом Российской Федерации круг лиц, которым такая льгота предоставляется налоговым законодательством.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы заявления в полном объеме.
Представитель Собрания представителей предъявленные требования признал.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Собранием представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" 18.12.2009 принято решение N 12 "О земельном налоге на территории Иранского сельского поселения на 2010 год".
Пунктом 5 указанного решения Собрания представителей N 12 установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются;
1) учреждения образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, учреждения культуры, физической культуры и спорта, финансируемые за счет средств бюджета Иранского сельского поселения;
2) земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (его отдельного положения) федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Решение Собрания представителей N 12 опубликовано в установленном порядке в районной газете "Вперед" от 26.12.2009.
Как указано в пункте 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статьям 15, 56, 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам, льготы по которым устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных налогоплательщиков.
Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне.
При этом освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Налоговый кодекс Российской Федерации является нормативным актом прямого действия, и его положения, касающиеся предоставления федеральных налоговых льгот по земельному налогу, распространяются на всех плательщиков указанного налога, находящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, указание в пункте 5 решения Собрания представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" от 18.12.2009 N 12 "О земельном налоге на территории Иранского сельского поселения на 2010 год" об исключительном праве на налоговые льготы по земельному налогу только перечисленных в нем категорий землепользователей необоснованно сужает определенный Налоговым кодексом Российской Федерации круг лиц, которым такая льгота предоставлена действующим налоговым законодательством.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 5 решения Собрания представителей N 12 не соответствует статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации в части отсутствия полного перечня категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы, нарушает права граждан, организаций, иных лиц, расположенных на территории Иранского сельского поселения Республики Северная Осетия-Алания.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины. С учетом изложенного государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования прокурора Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить.
Признать пункт 5 решения Собрания представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" Кировского района Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2009 N 12 "О земельном налоге на территории Иранского сельского поселения на 2010 год" недействующим, не соответствующим статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Пункт 5 решения Собрания представителей муниципального образования "Иранское сельское поселение" от 18.12.2009 N 12 "О земельном налоге на территории Иранского сельского поселения на 2010 год", признанный арбитражным судом недействующим, не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения и должен быть приведен органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке и сроки, установленные статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 апреля 2010 г. N А61-365/10 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. III квартал 2010 г.