Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1580/2020 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года по административному иску Вишневского Б. Л, Кононова А. А.ча, Шапчица П. А. к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" о признании незаконным паспорта на многоквартирный дом по адресу: "адрес", действий по изменению года постройки.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Кононова А.А.; представителя административного истца Кононова А.А.-Капитоновой А.И, действующей на основании доверенности от 15 июня 2020 года сроком на 3 года; представителя административного ответчика Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" - Рыскаленко А.В, действующей на основании доверенности от 20 января 2020 года сроком по 31 декабря 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вишневский Б. Л, Кононов А. А.ич и Шапчиц П. А. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - СПб ГУП "ГУИОН"), в котором просили признать незаконным и не влекущим правовых последствий с момента выдачи (подписания) паспорта на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", и действия ГУП "ГУИОН" по изменению года постройки дома (л.д.3-6 том 1).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что письмом ГУП "ГУИОН" от 15 июня 2018 года N... они были уведомлены о внесении на основании письма Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 23 сентября 2014 года N... и согласованной им исторической справки от 25 августа 2014 года N... изменений в паспорт на многоквартирный дом, выданный филиалом СПб ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района, в части указания года постройки здания, расположенного по адресу: "адрес". По мнению административных истцов, действия СПб ГУП "ГУИОН" по внесению изменений в паспорт дома о годе постройки дома и паспорт дома с внесенными в него изменениями являются незаконными, поскольку историческая справка и письмо КГИОП, на основании которых внесены изменения, содержат недостоверную информацию о строительстве дома.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга (л.д.47-48 том 1).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 сентября 2019 года административный иск удовлетворен, признаны незаконными действия СПб ГУП "ГУИОН" по внесению 25 января 2016 года изменений в технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", выразившиеся в указании года постройки многоквартирного дома 1949 год; на СПб ГУП "ГУИОН" возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения внести изменения в технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", изменив год постройки дома с "1949 год" на "1860 год"; с СПБ ГУП "ГУИОН" в пользу Шапчица П.А. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере "... " рублей (л.д.127-136 том 1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2020 года решение суда отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе суда (л.д.171-176 том 1).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года административный иск удовлетворен, признаны незаконными действия СПб ГУП "ГУИОН" по внесению 25 января 2016 года изменений в технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", выразившиеся в указании года постройки многоквартирного дома 1949 год; на СПб ГУП "ГУИОН" возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения внести изменения в технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", изменив год постройки дома с "1949 год" на "1860 год"; с СПБ ГУП "ГУИОН" в пользу Шапчица П.А. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере "... " рублей (л.д.215-228 том 1).
В апелляционной жалобе СПб ГУП "ГУИОН" просит отменить решение и вынести решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что судом неправильно применены нормы материального права, так как технический паспорт не является правоустанавливающим документом и его изготовление не влияет на правовой статус сформированного объекта, а проведение технического учета не влечет нарушение прав и законных интересов административных истцов; с 1 января 2013 года единственным актуализированным официальным источником информации об объектах капитального строительства как объектах гражданских прав в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является Государственный кадастр недвижимости. Технический паспорт на многоквартирный дом по состоянию на 25 января 2016 года с указанием в нем года постройки дома -1949 был изготовлен на основании письма КГИОП от 23 сентября 2014 года N.., исторической справки "... " от 25 августа 2014 года, изготовленной историком Е.Т.Г, и имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о годе постройки дома - 1949 год (л.д.231-234 том 1).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы Вишневский Б.Л. и Шапчиц П.А, представители заинтересованных лиц КГИОП и ООО "Альтернатива", о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом: административные истцы Вишневский Б.Л. и Шапчиц П.А.- телефонограммами, заинтересованное лицо КГИОП - по электронной почте, заинтересованное лицо ООО "Альтернатива" - заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-теле-коммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административные истцы Вишневский Б.Л. и Шапчиц П.А, представители заинтересованных лиц КГИОП и ООО "Альтернатива" об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Кононова А.А. и его представителя, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый "... ", площадью 316, 1 кв.м, количество этажей - 3, располагается в Центральном районе Санкт-Петербурга, образует уличный фронт застройки по пр. "... ".
Земельный участок, на котором находится указанный дом, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон Санкт-Петербурга N820-7 от 19 января 2009 года), расположен в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-2. В 2014-2015 годах участок находился зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в зоне предварительных археологических разведок ЗА-2.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости на 01 января 2013 года технические характеристики дома, расположенного по адресу: "адрес", включали сведения о вводе здания в эксплуатацию в 1860 году. Ранее это здание также учитывалось как объект дореволюционной постройки, с годом постройки "1860 год", и в силу положений Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7, являлось историческим зданием (л.д.14 том 2).
В 2014 году историком Е.Т.Г. по заданию "... ", являвшегося в 2014-2015 годах собственником помещений в указанном доме, была подготовлена историческая справка в отношении здания, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с которой "установить подлинность существующего объемно-пространственного решения исследуемого объекта, а также аутентичность конструкций и архитектурного декора фасадов объекта в условиях отсутствия исторических чертежей и планов не представляется возможным" (л.д.7-24 том 1).
25 августа 2014 года в адрес КГИОП поступило обращение "... " о рассмотрении и согласовании исторической справки, подготовленной историком Е.Т.Г. (л.д.86 том 1).
Письмом от 23 сентября 2014 года N... КГИОП уведомило "... " о том, что по результатам рассмотрения представленной исторической справки здания, не являющегося объектом культурного наследия, находящегося в ЗРЗ-2, по адресу: "адрес", замечаний к данной работе не имеется (л.д.25 т. 1).
20 ноября 2015 года в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу" поступило заявление от ООО "Альтернатива" N... о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением года постройки здания и исправления кадастровой ошибки, к которому был приобщены, в том числе, письмо КГИОП от 23 сентября 2014 года N.., копия исторической справки историка Е.Т.Г. в отношении здания с отметкой о согласовании 25 августа 2014 года с КГИОП (л.д.14 том 2).
03 декабря 2015 года был осуществлен кадастровый учет изменений дома, расположенного по адресу: "адрес", - изменение года постройки здания с "1860" на "1949 год" (л.д. л.д.38 том 1, л.д.14 том 2).
В 2016 году на основании письма КГИОП от 23 сентября 2014 года N.., исторической справки "... " от 25 августа 2014 года и с учетом того, что в Единый государственный реестр недвижимости содержатся сведения о годе постройки дома, расположенного по адресу: "адрес", -1949 год, СПб ГУП "ГУИОН" был изменен год постройки указного дома на 1949 и по результатам технической инвентаризации был изготовлен технический паспорт на дом по состоянию на 25 января 20156 года с указанием в нем года постройки дома -1949 год (л.д.33-37, 119 том 1).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований у СПб ГУП "ГУИОН" для изменения года постройки здания, расположенного по адресу: "адрес", на 1949 год, в технической документации не имелось.
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
До 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), и который применяется к правоотношениям по внесению 25 января 2016 года изменений в паспорт дома, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости согласно пункту 23 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона вносятся сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передавали в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В пункте 5 приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" указано, что источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются в том числе: технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
До 1 декабря 2010 года кадастровый учет объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, в том числе объектов капитального строительства, осуществлялся Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, на который Указом Президента Российской Федерации "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 года N 2130 были возложены функции по организации ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
СПб ГУП "ГУИОН" осуществляло технический учет в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2006 года N 32-р "Об утверждении Устава ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости и закреплении имущества" (далее - Устав), Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно пункту 2.1 Устава СПб ГУП "ГУИОН" создано в целях создания и развития инфраструктуры рынка объектов недвижимого имущества посредством обеспечения актуальной и достоверной информацией об объектах недвижимого имущества правообладателей таких объектов, органов (организаций) государственного (кадастрового) учета объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на такие объекты и сделок с ними, а также формирования и индивидуализации объектов недвижимого имущества для обеспечения возможности их гражданского оборота.
Пунктом 2.3 Устава предусмотрено, что для достижения целей, указанных в пункте 2.1, и по направлениям, указанным в пункте 2.2 Устава, СПб ГУП "ГУИОН" осуществляет в установленном законодательством порядке организацию и проведение работ по формированию объектов недвижимого имущества, в том числе определяет физические границы объектов недвижимого имущества, состав и характеристики объектов недвижимого имущества, необходимых для их описания как объектов гражданских прав (пункт 2.3.1 Устава); проводит работы по технической инвентаризации, учету, оценке и переоценке, в том числе выявлению и учету изменений в составе, состоянии и стоимости, объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности (пункт 2.3.2 Устава).
В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава СПб ГУП "ГУИОН" осуществляет техническую инвентаризацию, формирование и учет объектов недвижимого имущества, паспортизацию объектов жилищного фонда.
Техническая инвентаризация зданий (помещений) осуществляется СПб ГУП "ГУИОН" в соответствии с требованиями Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года N37 (далее Инструкция), а также иными нормативными актами, определяющими порядок проведения технической инвентаризации зданий (помещений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Пунктом 3 Положения установлено, что государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
-техническую инвентаризацию жилищного фонда;
-оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
-информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8).
Росжилкоммунсоюзом 01 января 1991 года приняты Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения.
Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.
Пунктом 9.1. Рекомендаций определено, что технический паспорт инвентарного объекта (Приложение 8) является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта (п. 1 и п. 4 раздела "А" паспорта), классификации (п. 2 раздела "А" паспорта), периоде эксплуатации (п. 3 раздела "А" паспорта), границах и обслуживающей объект площади земельного участка (раздел "Б"), составе объекта (раздел "В"), учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов (раздел "Г"), стоимости и износе объекта в целом и его составляющих (раздел "Д"), учетном фонде (форме) собственности (п. "а" раздела "Е"), владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию (п. "б" раздела "Е"), ограничениях распоряжения объектом (п. "в" раздела "Е" технического паспорта).
Согласно пункту 9.5. Рекомендаций вся информация, вносимая в паспорт, берется из полевых материалов или документов, разработанных на их основе, в том числе дата постройки - по акту технического обследования.
В силу наличия в инвентарном деле документов для составления паспорта на любую дату инвентаризации, изготовление нового паспорта по результатам текущей инвентаризации может производиться только по заявке владельца. Данный паспорт подлежит хранению в первой группе материалов инвентарного дела, а все предыдущие паспорта подшиваются в третью группу документов. До изготовления нового паспорта все изменения в технический паспорт, хранящийся в БТИ, вносятся посредством ведения "Ведомости текущих изменений" (? 11).
В рамках государственного контракта от 11 апреля 2012 года N... по теме: "Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (VI этап)" в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу ГУП "ГУИОН" переданы сведения о здании, расположенном по адресу: "адрес".
Решением Куйбышеского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2019 года по административному делу N... установлено, что на 1 января 2013 года в государственном реестре недвижимости был указан год постройки здания, расположенного по адресу: "адрес", - 1860 год (л.д.85 том 1).
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с частью 2 статьи 7 которого Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Действия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Санкт-Петербурга с 1 января 2017 года осуществляет территориальный орган Росреестра - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2019 года по административному делу N... установлено, что представленная 20 ноября 2015 года ООО "Альтернатива" в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу" историческая справка содержала иные выводы, нежели справка, которая была предметом изучения КГИОП (ответ от 23 сентября 2014 года N 23-7477-1), в связи с чем законных оснований для внесения органом Росреестра изменений в год постройки здания не имелось и потому действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее- ФГБУ "ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу") по учёту изменений в отношении здания, расположенного по адресу: "адрес", в части изменения года постройки (завершения строительства) здания с "1860 года" на "1949 год" признаны незаконными (л.д.81-97 том 1).
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
По сообщению административного ответчика согласно учетно-технической документации, хранящейся в архиве филиала СПб ГУП "ГУИОН"-ПИБ Центрального района, в период с 1931 года (первичная инвентаризация) по 2016 год дом, расположенный по адресу: "адрес", был учет с годом постройки-1860 (л.д.119 том 1).
Доказательств обращения владельца указанного здания о внесении изменений в технический паспорт административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконными действий СПб ГУП "ГУИОН" по внесению 25 января 2016 года изменений в технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", выразившиеся в указании года постройки многоквартирного дома 1949 год.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённой Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года N 37, учёту в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
В силу пунктов 8.1, 8.2 данной Инструкции архив бюро технической инвентаризации предназначается для хранения учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации (или копий с нее) на объекты жилищного фонда и другие объекты, учет которых ведется БТИ. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду.
Согласно пункту 8.7 этой же Инструкции единицей хранения является инвентарное дело на домовладение, состоящее из одного или нескольких основных зданий, расположенных на отдельном земельном участке; отдельно стоящее основное здание, границы земельного участка которого не обособлены.
Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В данном случае, исходя из приведённой выше нормы права, обоснованность внесения исправлений филиалом ГУП ГУИОН-ПИБ Центрального района в января 2016 года в документы первичного технического учёта (технический паспорт) в отношении года постройки здания, расположенного по адресу: "адрес", могла быть предметом проверки по иску, предъявленному к СПб ГУП "ГУИОН".
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 этого же Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 16 названного Федерального закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим же Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для государственного кадастрового учета документами, представляемыми вместе с заявлением, является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 названного Закона сведений о таком объекте недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Согласно разделу 3 части 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" историческое здание - здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся к следующим историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга - построенное до 1917 года.
До установления 25 января 2016 года административным ответчиком года постройки "1949 год" здания, расположенного по адресу: "адрес", имело год постройки 1860 год, то есть, до 1917 года и, следовательно, являлось историческим в целом.
В преамбуле к Федеральному закону N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" говорится, что данный Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 7 названного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона. Указанные права и законные интересы являются публичными, декларированы государством, в связи с чем, по мнению суда, административные истцы являются участниками данных правоотношений.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия административного ответчика и оспариваемый паспорт на здание от 25 января 2016 года нарушают законные права административных истцов на сохранение объектов культурного наследия в их исторической среде, поскольку требования законодательства в области сохранения объектов культурного наследия не были выполнены, и что в результате указанных незаконных действий объект был лишен охранного статуса исторического здания.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.