ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело N 3а-21/2021
УИД 75OS0000-01-2020-000360-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н, при секретаре судебного заседания Рудаковой А.И, с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В, представителя административного истца Юй Ю.С. - Коноваловой Е.В, представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестовой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юй Ю.С. о признании недействующими пункта N перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года N 6914/р, пункта N перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года N 5912/р, пункта N перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года N 5311/р, пункта N перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года N 5994/р, установил:
распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года N 6914/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год). Названный Перечень опубликован 26 декабря 2016 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года N 5912/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Названный Перечень опубликован 25 декабря 2017 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года N 5311/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год). Названный Перечень опубликован 26 декабря 2018 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года N 5994/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год). Названный Перечень опубликован 29 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).
Пунктом N Перечня на 2017 год, пунктом N Перечня на 2018 год, пунктом N Перечня на 2019 год, пунктом N Перечня на 2020 год в названные перечни включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Юй Ю.С. являясь собственником названного объекта недвижимости, в лице представителя по доверенности Коноваловой Е.В. обратилась в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, полагая незаконным включение здания в Перечни, поскольку данный объект не обладает признаками объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, включение его в перечни объектов недвижимого имущества противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. По мнению административного истца, наименование "многофункциональный комплекс" и назначение "нежилое" не является самостоятельным основанием для включения его в Перечень без установления назначения конкретных помещений, которые могут быть отнесены к указанным в абзаце 2 подпункта 2 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ помещениям, площадь которых составила бы более 20 процентов площади здания. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание, - "для эксплуатации нежилого здания (многофункциональный комплекс)" не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Проведение обследования объекта недвижимости в целях определения вида его фактического использования до включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества не проводилось.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что оспариваемые распоряжения приняты Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в рамках представленных ему полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и размещены на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Принадлежащее административному истцу здание с назначением "Многофункциональный комплекс" было включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов. Как следует из открытых источников информации, в частности программы "2ГИС" в многофункциональном центре располагается 10 организаций, относящихся к объектам торговли и общественного питания (аптека, магазин строительных материалов, гипермаркет, банкомат, салон цветов, терминал, магазин разливного пива, сеть линзооматов, быстрое питание). Пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и пунктов 38, 42, 46 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, раскрывают понятие торгового объекта и относят магазин, супермаркет, магазин-салон к названной категории.
Полагает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, поскольку он не обращался в досудебном порядке в Департамент с целью проведения обследования объекта недвижимости для решения вопроса об исключении объекта из Перечней, в связи с чем суд не обладает полной и достоверной информацией о фактическом использовании объекта недвижимости.
Административный истец Юй О.С, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.
В судебном заседании представитель административного истца Коновалова Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестова А.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, при этом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю в лице представителя Романова А.Д. ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при указанной явке.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года N 1081-ЗЗК "О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлена единая дата начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27 ноября 2014 года N 71 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа "Город Чита" установлен налог на имущество физических лиц, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 ноября 2020 года Юй Ю.С. является собственником здания с кадастровым номером N, площадью N кв.м, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный комплекс, расположенного по адресу: "адрес" (том 1 л.д. 44-48).
Таким образом, Юй Ю.С, как лицо, владеющее на праве собственности объектом недвижимости, включенным в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017, 2018, 2019, 2020 годы, утвержденные соответствующими распоряжениями Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, и обязанное уплачивать налог на имущество физических лиц, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанных нормативных правовых актов недействующими.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку он не обращался в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с целью проведения обследования объекта недвижимости для решения вопроса об исключении объекта из Перечней, суд находит несостоятельными, так как федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования по данной категории дел не предусмотрен. Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года N 171, требований об обязательности проведения обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в отношении отдельных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения, также не содержит.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года N 171 "О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по: 1) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; 2) направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по Забайкальскому краю; 3) размещению перечня на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанным постановлением также утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 12.2.3 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года N 585, Департамент на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В статье 46 Устава Забайкальского края закреплено, что к нормативным правовым актам относятся, в том числе постановления Правительства Забайкальского края, приказы иных органов исполнительной власти края. К правовым актам ненормативного характера (индивидуальным актам) относятся, в том числе распоряжения Правительства Забайкальского края, приказы и распоряжения иных органов исполнительной власти края.
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" нормативный правовой акт Забайкальского края - принятый (изданный) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Забайкальского края или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Забайкальского края в пределах полномочий Забайкальского края, а также по предметам ведения Забайкальского края.
Источниками официального опубликования приказов иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края являются периодические печатные издания - газета "Забайкальский рабочий", газета "Азия-Экспресс", а также сетевое издание - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф) (часть 2 статьи 26 указанного Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 321-ЗЗК).
Распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года N 6914/р, от 25 декабря 2017 года N 5912/р, от 25 декабря 2018 года N 5311/р, от 25 декабря 2019 года N 5994/р об определении Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, отвечают признакам, характеризующим нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Тот факт, что оспариваемые Перечни определены распоряжениями, а не приказами Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, и не были опубликованы, как предписано в части 2 статьи 26 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края", на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф), не может свидетельствовать о нарушении порядка их принятия и опубликования.
Перечни объектов недвижимого имущества опубликованы соответственно 26 декабря 2016 года, 25 декабря 2017 года, 26 декабря 2018 года, 29 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru; ранее - куги.забайкальскийкрай.рф) согласно установленному пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ порядку, и лицам, права и свободы которых они затрагивают, была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этих актов.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Кроме того, соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемых Перечней на 2017, 2018, 2019, 2020 годы было проверено в рамках административного дела N по административному исковому заявлению Елисеева А.А. об оспаривании данных Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в части включения принадлежащего объекта недвижимости. Решение Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2020 года не обжаловалось и вступило в законную силу 24 октября 2020 года.
Принимая во внимание вышесказанное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из пояснений представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - многофункциональный комплекс, расположенное по адресу: "адрес" (том 1 л.д. 44-48).
Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания (многофункциональный комплекс), для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 2 декабря 2020 года (том 1 л.д. 40-43). Данное обстоятельство стороной административного ответчика не оспорено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не позволяет сделать вывод, что он однозначно предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Наименование здания "многофункциональный комплекс" не свидетельствует об использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку правовое значение в соответствии с приведенными нормами налогового законодательства имеет наименование помещений в этих зданиях.
Согласно выписке из технического паспорта, составленному по состоянию на 19 сентября 2008 года, спорное здание является магазином, назначение - торговое, использование - гаражное, общей площадью 1142, 2 кв.м. Из экспликации к плану здания (строения) следует, что помещения в здании классифицированы по наименованию: гаражи (1122, 7 кв.м), конторская (11, 4 кв.м), подсобная (8, 1 кв.м).
Исходя только из наименований помещений в техническом паспорте не следует вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение торговых объектов.
Помещения с назначением "гаражи" и "конторская" не могут быть однозначно отнесены к торговым объектам и сопутствующей торговой инфраструктуре.
Кроме того, такой критерий отнесения, как "наименование помещений" введен Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, поэтому мог учитываться только при формировании перечней объектов недвижимого имущества на будущее время (начиная с 2018 года).
Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до определения Перечней не проводилось.
Довод представителя административного ответчика о том, что оспариваемое здание было включено в Перечень на основании данных представленных Управлением Росреестра по Забайкальскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю опровергается материалами дела, в том числе информацией, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управлением Росреестра по Забайкальскому краю об отсутствии сведений о здании с кадастровым номером N в перечне информации направленной в Департамент государственного имущества и земельных отношений в оспариваемый период.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения их в Перечни, не представлено. Представленные в суд из сети Интернет скриншоты справочной системы "2ГИС" от 14 января 2021 года не подтверждают законность и обоснованность Перечней в оспариваемой части, поскольку достоверно не свидетельствуют о том, что отраженная в них информация была использована административным ответчиком и легла в основу вывода о необходимости включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни. Кроме того, исследуемая информация из сети Интернет о нахождении в настоящее время в спорном здании торговых организаций достоверно не подтверждает фактического использования свыше 20% общей площади здания под торговые цели в спорные налоговые периоды.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020 годы в части включения в них здания с кадастровым номером N подлежат признанию не действующими, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемых нормативных правовых актов недействующими уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в общей сумме 1200 рублей в силу положений статей 103, 111 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Юй Ю.С. удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия:
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года N 6914/р;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года N 5912/р;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года N 5311/р;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года N 5994/р.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Юй Ю.С. сумму уплаченной государственной пошлины в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.