Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С, судей: Шавриной А.И, Охременко О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Привалихиной О.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия, по апелляционной жалобе главы Сивохинского сельсовета Тасеевского района Жаконис А.М.
на решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление административного истца - прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику - администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района незаконным.
Возложить на администрацию Сивохинского сельсовета Тасеевского района обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тасеевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тасеевского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией Сивохинского сельсовета Тасеевского района, по результатам которой со стороны администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района выявлены нарушения законодательства в части отсутствия маневренного жилищного фонда, что свидетельствует о том, что бездействие администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом поселении и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Прокурор Тасеевского района просит признать незаконным бездействие администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района незаконным; возложить на администрацию Сивохинского сельсовета Тасеевского района обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Сивохинского сельсовета Тасеевского района Жаконис А.М просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом ошибочно отнесены вопросы создания маневренного жилищного фонда к компетенции административного ответчика, тогда как расширительное толкование нормы права об объеме полномочий органов местного самоуправления недопустимо. Полагает, что отсутствие маневренного жилищного фонда не нарушает прав неопределенного круга лиц, поскольку нуждающимся лицам может быть выделено благоустроенное жилье по договору социального найма. Указывает, что судом не определено, какие действия должны быть предприняты административным ответчиком.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Тасеевского района Триппель В.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), выслушав старшего прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андреева А.И, согласившегося с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении").
Согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Тасеевского района Красноярского края в связи с исполнением задания прокуратуры Красноярского края от 06.08.2020 г. N7/2-04-2020 проведена проверка по соблюдению жилищных прав граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, обеспечении жилыми помещениями специализированного фонда.
В ходе проведенной проверки установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района отсутствует.
Удовлетворяя требования прокурора Тасеевского района, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Устава Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края, в соответствии с которым местное самоуправление осуществляется на всей территории Сивохинского сельсовета Тасеевского района в пределах границ, установленных законом Красноярского края (ч. 1 ст.12 гл.2 Устава), администрация Сивохинского сельсовета Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления, что установлено в ч.1 ст. 29 гл.5 Устава Сивохинского сельсовета Тасеевского района, пришел к выводу, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, считает его ошибочным, поскольку он противоречит обстоятельствам по делу и нормам материального права.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Обращаясь в суд с требованиями о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей, прокурор руководствовался положениями ч. 3 ст. 14 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края", в соответствии с которым за сельскими поселениями Красноярского края закреплен вопрос местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, ч.3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; а также на п.п. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), оговаривающие отнесение к компетенции органа местного самоуправления в области жилищных отношений учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над использованием и сохранностью, определением порядка предоставления жилых помещений
муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного фонда относятся, в частности, жилые помещения маневренного фонда, на предоставление которых во временное пользование могут претендовать лица, перечисленные в ст. 95 ЖК РФ.
Вышеприведенные нормы права носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения (в том числе на обязательность создания маневренного фонда, на невозможность обеспечения обозначенной категории лиц жилыми помещениями в ином порядке, иными средствами).
Положения жилищного законодательства не содержат прямого указания, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность к созданию маневренного фонда, при этом расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и иного любого вопроса местного значения, закрепленного в ст.ст. 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", недопустимо.
Указанная правовая позиция подтверждена и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, состоявшегося по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городской округ "Город Чита".
В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Это в полной мере согласуется с положениями п. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, предусматривающими, что включением жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключением жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.
При этом Жилищным кодексом РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 ЖК РФ), жилое помещение по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ст. 91.15 ЖК РФ), по договорам коммерческого найма (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).
Судебная коллегия, оценив все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в материалы дела, а также позиции сторон, приходит к выводу о том, что нормами Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
С учетом вышеуказанного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и приходит к выводу о том, что причинно-следственная связь между деянием административного ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует.
Более того, из материалов дела, так и из пояснений представителей прокуратуры следует, что на момент рассмотрения дела в Сивохинском сельском поселении отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд в соответствии со ст. 95 ЖК РФ.
В связи с этим, судебная коллегия усматривает, что доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления прокурором не представлено, а факт отсутствия жилого маневренного фонда сам по себе не нарушает прав граждан, поскольку в вышеприведенных нормативно-правовых актах, на которые ссылается в административном исковом заявлении прокурор, а впоследствии и суд первой инстанции в решении, не содержится указание об обязанности органа местного самоуправления на создание маневренного жилищного фонда.
Вместе с тем, в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда не должно вызывать затруднений при его исполнении.
При этом прокурором не обозначено в требованиях, в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда.
Более того, представленные прокурором в суде апелляционной инстанции письма государственных и муниципальных органов не влекут признания выводов суда первой инстанции правильными при разрешении данного административного спора, поскольку не подтверждают обязанность административного ответчика по созданию маневременного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции не согласуются с приведенными законоположениями и установленными обстоятельствами по делу, а потому решение суда является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию сельского поселения к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации.
В связи с тем, что выводы суда противоречат нормам материального права, а все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела установлены, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2020 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований прокурора Тасеевского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию маневременного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района и возложении обязанности по созданию маневременного жилищного фонда на территории муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тасеевский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.